Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи.
В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на первом этапе экспериментального исследования.
Детям были предложены те же самые задания, которые выполнялись ими в момент констатирующего эксперимента. Обследование включало пять проб. Приведём результаты обследования и проанализируем динамику состояний речевого дефекта детей.
Диаграмма 4. Результаты обследования сформированности грамматических категорий на этапе формирующего эксперимента
Ось ОХ – номер задания. Ось ОY – успешность выполнения в процентах.
Из данной диаграммы можно отметить успешность выполнения проб:
Понимание категории числа – 93%;
· Образование существительного множественного числа из единственного – 88%;
· Образование существительного единственного числа из множественного – 96%;
· Способность изменять существительное по падежам – 88%;
· Понимание и употребление категории рода – 63%;
Из полученных результатов можно сказать, что мы добились динамики состояния грамматического строя речи.
В таблице мы отобразим разницу в процентном соотношении результатов констатирующего и формирующего эксперимента детей экспериментальной группы.
№ задания |
Результаты констатирующего эксперимента (%) |
Результаты формирующего эксперимента (%) |
1 |
75 |
93 |
2 |
67 |
88 |
3 |
88 |
96 |
4 |
74 |
88 |
5 |
47 |
63 |
Успешность выполнения |
70 |
86 |
При сравнении результатов констатирующего и формирующего эксперимента из диаграммы №4 и №2 видно, что процент повышения результативности в среднем составляет 16%. Понимание категории числа улучшилось на 18%, способность изменения существительного из множественного числа в единственное улучшилось на 21%, способность изменения существительного из единственного числа во множественное улучшилось на 8%, результативность изменения существительных по падежам составляет 14% и использование категории рода в речи улучшилось на 16%.
Для наибольшей наглядности внесем полученные результаты в диаграмму №5.
Диаграмма 5. Сравнительный анализ результатов обследования грамматического строя речи (констатирующий и формирующий эксперимент)
Ось ОХ – номер задания. Ось ОY – успешность выполнения в процентах.
По итогам проведения коррекционной логопедической работы мы можем сказать, что понимание и употребление категории числа у детей татарской национальности практически соответствует норме. Лишь в некоторых случаях дети допускали ошибки. Так же скорость выполнения задания увеличилась. Теперь дети не затрачивали много времени на выполнение проб.
Понимание и использование детьми-билингвами татарской национальности категории рода остается на среднем уровне. Несмотря на то, что результативность выполнения увеличилась на 16%.
1. После проведения коррекционной программы, направленной на коррекцию грамматических недостатков увеличилась скорость выполнения заданий;
2. Отмечается значительное снижение ошибок при употреблении единственного и множественного числа;
3. Эффективность коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений грамматических категорий речи у детей повышается, если при ее организации учитывать специфику нарушений грамматического строя у детей, принадлежащих к татарской национальности;
4. Количество ошибок при использовании категории числа снизилось, но процент выполняемости соответствующего задания остался на среднем уровне;
5. Так же снизилось количество ошибок при употреблении родительного, дательного и предложного падежей. Дети стали правильно употреблять предлоги при использовании творительного и предложного падежей;
Новое в образовании:
Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...
Понятие и история декоративно-прикладного искусства
Еще на заре своей истории в процессе борьбы за существование человек изготовлял необходимые для жизни предметы. Живя в очень суровых условиях, он все же стремился украсить свое жилье и предметы своего быта. Таково уж свойство человека: он не может довольствоваться только целесообразностью предмета, ...
Игры на развитие речи слабослышащих детей
старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...