Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Педагогика сегодня » Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников » Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Страница 1

Почти век назад музейная педагогика трактовалась как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. На конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году, А. Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями (впоследствии такой посредник и получил имя музейного педагога). В связи с тем, что музейный педагог выполняет роль связующего звена ребенка с социумом, организуя с этой целью особое образовательное пространство, его деятельность можно с полной уверенностью назвать социально –педагогической .

Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 1960-е годы. Этому способствовали процессы возрастания социальной роли музейной педагогики в обществе и его демократизации: работа с аудиторией перестала рассматриваться как второстепенная. Большой вклад в развитие музейной педагогики в этот период внесли немецкоязычные страны, где появляется ряд музейно-педагогических центров: Рабочая группа музейной педагогики (первоначально «Музейная школа» в Восточном Берлине (1963) с собственным печатным органом «Школа и музей в единой образовательной системе ГДР»; Внешняя служба государственных музеев Прусского культурного наследия в Западном Берлине(1961); Внешняя служба Кельнских музеев(1965); Художественно-педагогический центр Германского национального музея в Нюрнберге(1965); Музейно-педагогический центр в Мюнхене(1971), который издает журнал "Школа и музей" и другие. [9]

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика — есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования».

В нашей стране понятие музейной педагогики употребляется с начала 1970-х годов и постепенно получает все большее распространение. А. М. Разгон в 1982 году на конференции в Иваново «Музей и школа» говорил о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящейся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Ее выделение в относительно самостоятельную научную дисциплину было продиктовано необходимостью теоретического осмысления образовательной деятельности музеев и повышения ее качественного уровня на основе достижений смежных наук. Для разработки музейной педагогики имелись серьезные исторические предпосылки. Медведева Е.Б пишет, что отечественная музейная педагогика начала формироваться в конце XIX- начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников в русской экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, В. Коховский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров, Ф. И. Шмит, Н. Д. Бартрам, А.У. Зеленко), а также в целостной системе эстетического воспитания в художественных музеях, созданной А.В. Бакушинским и его последователями. В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными. Таким образом, есть воспоминания, что выдающийся кинорежиссер и педагог С. А. Герасимов, славившийся умением реализовывать эмоциональный потенциал искусства, подчеркивал, что музейные эмоции не дают привыкать к окружающей действительности, смотреть на мир тускло и безразлично.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Философские, научные основы дидактики
Философской, методологической основой дидактики является диалектический материализм, марксистско-ленинская теория познания, которая раскрывает общие закономерности познания человеком окружающего мира. Диалектический материализм — это наука об общих законах развития природы, общества, мышления челов ...

Механизм самоорганизации образовательной среды
Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоо ...

Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru