Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников

Педагогика сегодня » Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников

В современном образовании центр проблем, связанный с формированием знаний, умений и навыков, смещается на целостное развитие личности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, самостоятельности и субъектности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В этой ситуации необходимо искать новые пути по внедрению в образовательный процесс современных технологий. Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является «метод проектов», который обеспечивает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательную мотивацию, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской деятельности и межпредметной интеграции знаний.

В. Гузеев подчеркивает, что проекты поощряют и усиливают истинное учение со стороны учеников, расширяют сферу субъективности в процессе самоопределения и творчества. Подготовка младших школьников к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, поиска информации становится важнейшей задачей современного образования. Музейная педагогика, реализуясь в практике проектной деятельности, может реально способствовать обогащению образовательного процесса и приобщению детей к культурным ценностям.

Актуальность разработки проекта. Музей — это исторически сложившийся институт, который построен по принципу диалога культур, в нем хранятся подлинные материальные предметы, здесь может осуществляться знакомство с различными картинами мира и способами познания бытия. Музейный предмет выступает в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности к истории. Образовательная функция музея приобретает особую значимость в XXI веке, подтверждая необходимость сохранения и развития ценностного и информационного потенциала. Музей адаптирует человека к культуре, является местом общения и культурно-образовательной средой развития.

Музейную педагогику называют педагогикой открытой среды. Она не ограничена стенами музея и проявляет себя в условиях содружества школы и музея: музейно-педагогических программах и практиках. В музейной педагогике обсуждаются проблемы музейной коммуникации, а ведущей её тенденции становится переход от единичных и эпизодических контактов, посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования. Вместе с тем школа начинает разделять идеи музейной педагогики и выступать партнером в освоении этой образовательной среды.

Проблема разработки проекта заключается в необходимости поиска методов и средств, обеспечивающих сотрудничество школы и музея в рамках музейной педагогики и формирование потребности у младших школьников участвовать в музейных программах.

Цель работы - разработать и осуществить проект музейнопедагогической практики “Музей и школа” со школьниками четвертого класса с использованием возможностей сайта класса.

Объект: процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников.

Предмет: проектная деятельность младших школьников в музейно экскурсионной среде с использованием ИКТ.

Гипотеза: Проектная деятельность младших школьников в проекте «Музей и школа» будет способствовать пробуждению интереса к музейному предмету и музею самих учащихся и пользователей сайта класса.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основания проектной деятельности с младшими школьниками.

2. Изучить основные категории музейной педагогики и способы организации музейно-педагогических программ и практик

3. Разработать проект «Музей и школа» и провести его на базе Краеведческого музея..

4. Выявить и описать условия реализации проекта «Музей и школа» с использованием ИКТ.

5. Разработать рекомендации по использованию сайта класса в проектной деятельности.

Проект «Музей и школа» с использованием сайта класса проводился с учащимися 4 «в» класса общеобразовательного лицея №28 г. Красноярска.

Краткая аннотация проекта

Проект «Музей и школа» предназначен для проведения в четвертых классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев как один из способов развития проектного мышления за счет активизации познавательной активности, аспектов проектной деятельности, а также применения средств информационно-коммуникационных технологий. На этапах реализации проекта была проведена экскурсия в Краеведческом музее, которая была посвящена Дню Защитника Отечества, после проведения экскурсии были написаны сочинения-отзывы о данной экскурсии и музее, которые были опубликованы на сайте 4 «в» класса. Большая ответственность при организации данного проекта отводится педагогу как координатору музейной коммуникации, активному участнику действий в образовательно-экскурсионной среде, консультанту и наставнику, а не только как носителю знаний. Проект пробуждает эмоции участников, позволяет отрефлексировать позиции воспринимающего (зрителя) и интерпретатора в музейном диалоге. Создание страницы класса, посвященной музейному полю культуры, открывает возможности открытого обсуждения ценностей культурно-исторического наследия и развивает активность взрослых и детей в образовательной среде музея.


Новое в образовании:

Основные трудности восприятия иноязычной речи на слух
При недостаточной сформированности компонентов процесса аудирования он протекает с большими или меньшими трудностями. К психологическим факторам трудностей восприятия иноязычной речи на слух относятся некоторые особенности слуховой памяти, ее «емкость» – возможность удерживать слушающий текст (пред ...

Лицеи во Франции
Лицей представляет собой завершающее звено среднего образования и переходную степень к высшему образованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжа настраиваются на скорейшее обретение специальности и ид ...

Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и ме ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru