Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников

Педагогика сегодня » Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников

В современном образовании центр проблем, связанный с формированием знаний, умений и навыков, смещается на целостное развитие личности. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, самостоятельности и субъектности учащихся в учебно-воспитательном процессе.

В этой ситуации необходимо искать новые пути по внедрению в образовательный процесс современных технологий. Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, является «метод проектов», который обеспечивает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, их познавательную мотивацию, развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской деятельности и межпредметной интеграции знаний.

В. Гузеев подчеркивает, что проекты поощряют и усиливают истинное учение со стороны учеников, расширяют сферу субъективности в процессе самоопределения и творчества. Подготовка младших школьников к проектной деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, поиска информации становится важнейшей задачей современного образования. Музейная педагогика, реализуясь в практике проектной деятельности, может реально способствовать обогащению образовательного процесса и приобщению детей к культурным ценностям.

Актуальность разработки проекта. Музей — это исторически сложившийся институт, который построен по принципу диалога культур, в нем хранятся подлинные материальные предметы, здесь может осуществляться знакомство с различными картинами мира и способами познания бытия. Музейный предмет выступает в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности к истории. Образовательная функция музея приобретает особую значимость в XXI веке, подтверждая необходимость сохранения и развития ценностного и информационного потенциала. Музей адаптирует человека к культуре, является местом общения и культурно-образовательной средой развития.

Музейную педагогику называют педагогикой открытой среды. Она не ограничена стенами музея и проявляет себя в условиях содружества школы и музея: музейно-педагогических программах и практиках. В музейной педагогике обсуждаются проблемы музейной коммуникации, а ведущей её тенденции становится переход от единичных и эпизодических контактов, посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования. Вместе с тем школа начинает разделять идеи музейной педагогики и выступать партнером в освоении этой образовательной среды.

Проблема разработки проекта заключается в необходимости поиска методов и средств, обеспечивающих сотрудничество школы и музея в рамках музейной педагогики и формирование потребности у младших школьников участвовать в музейных программах.

Цель работы - разработать и осуществить проект музейнопедагогической практики “Музей и школа” со школьниками четвертого класса с использованием возможностей сайта класса.

Объект: процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников.

Предмет: проектная деятельность младших школьников в музейно экскурсионной среде с использованием ИКТ.

Гипотеза: Проектная деятельность младших школьников в проекте «Музей и школа» будет способствовать пробуждению интереса к музейному предмету и музею самих учащихся и пользователей сайта класса.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основания проектной деятельности с младшими школьниками.

2. Изучить основные категории музейной педагогики и способы организации музейно-педагогических программ и практик

3. Разработать проект «Музей и школа» и провести его на базе Краеведческого музея..

4. Выявить и описать условия реализации проекта «Музей и школа» с использованием ИКТ.

5. Разработать рекомендации по использованию сайта класса в проектной деятельности.

Проект «Музей и школа» с использованием сайта класса проводился с учащимися 4 «в» класса общеобразовательного лицея №28 г. Красноярска.

Краткая аннотация проекта

Проект «Музей и школа» предназначен для проведения в четвертых классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев как один из способов развития проектного мышления за счет активизации познавательной активности, аспектов проектной деятельности, а также применения средств информационно-коммуникационных технологий. На этапах реализации проекта была проведена экскурсия в Краеведческом музее, которая была посвящена Дню Защитника Отечества, после проведения экскурсии были написаны сочинения-отзывы о данной экскурсии и музее, которые были опубликованы на сайте 4 «в» класса. Большая ответственность при организации данного проекта отводится педагогу как координатору музейной коммуникации, активному участнику действий в образовательно-экскурсионной среде, консультанту и наставнику, а не только как носителю знаний. Проект пробуждает эмоции участников, позволяет отрефлексировать позиции воспринимающего (зрителя) и интерпретатора в музейном диалоге. Создание страницы класса, посвященной музейному полю культуры, открывает возможности открытого обсуждения ценностей культурно-исторического наследия и развивает активность взрослых и детей в образовательной среде музея.


Новое в образовании:

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Общее представление о познавательных процессах
Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая с ...

Основные функции управления в деятельности заведующего
Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы вза ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru