Все же возникает необходимость не только восторгаться, но и уметь осмыслить увиденное, а это требует знаний, общекультурной эрудиции, которая формируется с помощью образования. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство. Это создаёт почву для осознания человеком себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея. Это, вместе с тем, ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике происходит в следующих направлениях:
· гармонизация развития творческой личности,
· формирование национальной идеологии,
· сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
· создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Основной методологический прием в работе современного музея — интерактивность: музей перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
В теории и практике образования все большее внимание придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.
В то же время здесь существует ряд противоречий, которые не позволяют достигать тех результатов, которые могли осуществиться. Так, называются следующие несоответствия прогнозов и результативности работы школьных музеев:
1. Стихийность создания и работы музеев; отсутствие серьёзной опоры на формирующуюся теорию, методику работы школьных музеев в мировой образовательной практике.
2. Отсутствие теории и методики, технологии разработки комплексных программ, включающих музейную педагогику или обеспечивающих деятельность школьных музеев: в результате не учитывается специфика отдельного школьного музея и его возможностей для оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
3. Музейная педагогика предъявляет высокие требования к тем, кто обращается к ней как к инструменту культурного развития, воспитания, образования личности, а современные педагоги в основной своей массе не готовы включиться в организацию и обеспечение деятельности школьного музея на достойном профессиональном уровне.
Поэтому происходит процесс профессионального включения музейной педагогики в образовательный процесс. Учреждений образования разработали инновационные проекты и стали республиканским инновационными площадками по внедрению программ воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущая тенденция развития музейной педагогики — переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Новое в образовании:
Искусство фотографии. Функции фотографии, направления в работе с фотографией,
методы работы с фотографией
Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас – взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок. Все достаточно просто на первый вз ...
Рисунок как часть графического искусства, виды рисунка, материалы
В основе всех видов изобразительного искусства, в том числе и графики, лежит рисунок. Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя», «знамение», означавшим «создание образа», и «чертеж», «начертание», указывавшим на технику выполнения изображения. С XVIII века слово «рисунок» стало ...
Психологический анализ структуры речевого нарушения
у дошкольников с общим недоразвитием речи
При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым, Т.В. Рябовой. зрительная память недоразвитие речь Речь являетс ...