Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Педагогика сегодня » Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников » Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Страница 7

В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии, осуществляют проектную деятельность, которые развивают мотивацию, познание и общение школьников.

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Сверхзадачей музейного педагога, или педагога занимающегося музейной педагогикой является создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

«В условиях противостояния двух систем ценностей — российской и американской — приоритетным центром воспитания и образования подрастающего поколения детей и подростков призван стать, на наш взгляд, музей, – пишет Нагорский - своеобразный спутник в море жизненных ориентиров, способствующий социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков».

Он считает, что ситуацию последнего десятилетия музейные специалисты во всем мире определяют как детский музейный бум, вызвавший к жизни такое новое для России понятие, как «детский музей». Корни понятия «детский музей» уходят в постоктябрьский период, а именно в 20-30-е годы XX cтолетия, и связаны они с появлением т.н. «авторских» музеев, поскольку во главе создания и реализации идеи детского музея стояли люди талантливые и неординарные, энтузиасты своего дела. Но в силу их неординарности, с одной стороны, и преждевременности, с другой, судьба детских музеев была драматичной и они не получили своего развития в то время.

В то же время, идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в нашей стране и за рубежом. Автор подчеркивает, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее.

Во-первых, став благодаря множеству качеств - альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника
Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого восп ...

Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран
Появление принципиально новых технологий, возникновение ранее несуществующих профессий, необходимость несколько раз в жизни менять специальность – все это ставит перед системой образования молодежи совершенно новые задачи. В большинстве стран мира проходят реформы в образовании. Все чаще в промышле ...

Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в комплексе дисциплин предметной подготовки
С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортив ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru