Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Педагогика сегодня » Процесс организации музейно-педагогических практик младших школьников » Музейная педагогика и проектная деятельность школьников

Страница 8

Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.

Существуют две модели детского музея - американская и европейская.

В американской модели акцент делается на первом слове — «детский». Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). Многие американские музеи носят название «комната открытий». Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят в них на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.

В европейской модели акцент делается на слово «музей». «Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов. »

Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно. В Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Так, немецкие специалисты имеют приверженность к «американской модели».

Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах.

«Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль. На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере. На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основными из них являются: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, ...

Освоение студентами навыков научно-методической деятельности
В новых условиях работы высшей школы все студенты должны активно участвовать в научно-методической деятельности, рассматривая ее как необходимое звено успешной подготовки к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Этим продиктовано включение в по специальности "Физич ...

Понятие семейного воспитания
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru