Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.
Существуют две модели детского музея - американская и европейская.
В американской модели акцент делается на первом слове — «детский». Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). Многие американские музеи носят название «комната открытий». Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят в них на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.
В европейской модели акцент делается на слово «музей». «Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов. »
Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно. В Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Так, немецкие специалисты имеют приверженность к «американской модели».
Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах.
«Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль. На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере. На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве».
Новое в образовании:
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...
Обучение и познание
В процессе обучения происходит развитие ребёнка. Исходя из этого, делается вывод, что основной задачей обучения является не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие у него определенных способностей, то есть нужно научить ребёнка наблюдать, мыслить, анализировать увиденное. Кроме того, определённы ...
Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня
План деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах в своей возрастной группе (Вторая младшая) Режимный процесс Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков Содержание культурно-гигиенических навыков Приемы воспитания Прием детей Воспитывать бережное отношение ...