Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.
Существуют две модели детского музея - американская и европейская.
В американской модели акцент делается на первом слове — «детский». Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). Многие американские музеи носят название «комната открытий». Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят в них на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.
В европейской модели акцент делается на слово «музей». «Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов. »
Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно. В Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Так, немецкие специалисты имеют приверженность к «американской модели».
Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах.
«Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль. На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере. На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве».
Новое в образовании:
Мотивация орфографической работы
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех. Младшие школьники могут осознавать и далекие це ...
Выявление
уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную. Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания кул ...
Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...