Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование.
В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников.
Задачи изучения:
1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)
2. Выявить особенности внимания младших школьников (продуктивность и устойчивость).
Исследование особенностей внимания младших школьников проводилось на базе средней школы №30 г. Пенза Пензенской области. Школа по материально-технической базе и условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Школа укомплектована опытными и квалифицированными учителями. Для проведения исследования была определена группа учащихся 3 класса в количестве 10 человек (классный руководитель Котлярова Т.Л.).
Для решения поставленных задач курсовой работы я использовала методику «Корректурная проба» (тест Бурдона).
«Корректурная проба» Тест Бурдона (буквенный вариант).
Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.
Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.
Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».
Способ обработки: учитель заранее заготавливает «ключ» теста, для этого подсчитывает количество букв, подлежащих вычеркиванию по каждой строчке («к» и «р»), а результат выписывается на полях бланков. С помощью ключа подсчитывается количество «корректур» - ошибок в каждой строчке. Ошибки, допущенные испытуемым, подсчитываются по формуле:
Q
=
S
:
m
,
где Q – показатель устойчивости внимания, S – количество просмотренных строк, m – общее количество ошибок, по результатам строится график устойчивости внимания.
Протокол исследования устойчивости внимания
Дата _-
Класс _
Учащийся _
Возраст _
Пол
Показатели |
Результаты |
Количество просмотренных за 10 минут букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, баллы | |
Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы |
1. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 минут, и точность вычисления по формуле:
К =
m
:
n
* 100%,
Где К – точность, n – количество букв, которые необходимо вычеркнуть, m –количество правильно вычеркнутых букв во время работы.
Таблица
Уровни |
Продуктивность |
Точность | ||
знаки |
баллы |
Знаки % |
Баллы | |
Низкий |
Менее 1010 1010-1175 |
1 3 |
Менее 40 40-59 |
1 3 |
Средний |
1176-1340 1341-1505 1506-1670 |
5 7 8 |
60-69 70-79 80-89 |
5 7 8 |
высокий |
1671-1835 1836-2000 |
9 10 |
90-99 100 |
9 10 |
Новое в образовании:
Формирование развитой личности в
условиях скаутского движения
Скаутинг как движение возник в 1907 г. в Англии и очень быстро обрел популярность в подавляющем большинстве стран мира, так как соединил в себе потребности ребенка и общезначимые человеческие качества. Сейчас скаутинг существует более чем в 150 странах мира и насчитывает около 17 млн. детей. Органи ...
Принцип системного подхода
Принцип системного подхода основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой, произносительной ее стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты ее деятельнос ...
Последовательность и приемы работы над лексикой
Одним из наибольших эффективном по мнению некоторых педагогов и в частности Кувшинова В. И. школа №315 г. Москвы является опережающей ведение лексики, на всех этапах в различной форме с учетом уровня подготовки школьников и их интересов. Уже в первый год обучения опережение достигалось во время фон ...