Психологические основы анализа урока

Страница 10

Организация развития процессов памяти подразумевает:

· выделение ключевых понятий, идей, их осмысление;

· установку на длительность запоминания;

· обеспечение активности школьника при запоминании (использование логических заданий, "подключение" нескольких органов чувств и т.д.);

· установку на уверенное и ответственное запоминание.

Предупреждение забывания:

· в течение урока основные выводы четко повторить (желательно самому учителю) 2-3 раза с интервалами в 20-30 минут (из опыта В.Ф. Шаталова);

· желательно уже дома один раз прочитать текст и один раз повторить своими словами; чаще использовать активное воспроизведение материала в виде припоминания по схеме: "карандаш-чистый лист бумаги" (из рекомендаций К.Д. Ушинского);

· применение знаний на практике (упражнения, лабораторные работы и т.д.).

Организация мыслительной деятельности:

· применение логических операций в комплексе (сравнение, классификация, обобщение, выделение главного, типизация и т.д.);

· использование переноса знаний в практическую деятельность;

· сочетание наглядно-действенного, образного и логического мышления;

· эффект "внечувственного" проявления мышления, например, с помощью пословиц типа "Не все то золото, что блестит"; "Не в свои сани не садись" и т.д., а также других форм фольклора.

Связь обучения, психического и личностного развития школьников.

Суть гуманизации всего процесса обучения, воспитания и образования заключается в том, что любое знание о человеке и для человека применяется как знание, добытое людьми для удовлетворения их общественных потребностей в борьбе идей, мнений, желаний и идеалов.

Л.И. Божович отмечала, что многие учащиеся (особенно младшие школьники и подростки) больше верят эмпирическим знаниям, полученным на чувственной основе (например, "танк давит на почву сильнее, чем человек", "железо в любой форме всегда тонет", "раб - тощий, больной человек, рабовладелец - полный, здоровый"), чем научным, связанным с рациональным познанием.

В итоге у ребенка совмещаются две сферы знаний - бытовая и научная. В первые он верит и применяет в жизни, во вторые, хотя и не всегда верит, но применяет для "спасения" в трудных ситуациях - на уроках, на экзаменах, ради хорошей отметки.

Такое "лавирование" знаниями ведет к конформизму (школьник расплачивается. личностью", превращается в двуличного человека). Задача же школы - сформировать у ребенка целостную систему знаний, включающую в себя эмпирический опыт на базе научных знаний.

Для связи чувственного и рационального опыта познания необходимо использовать следующие приемы:

· "перекидывание" мостика с образа на понятие, т.е. давать эмоционально-чувственную опору при работе над понятием (например, получить с помощью мензурки грамм-моль воды; "найти" вокруг себя функциональные зависимости, прямые и обратные, пропорциональные);

· "веер" наглядных пособий, включающий расширение понятий за счет чувственного компонента (например, показать в классе 2-3 исторические картины на тему "Раб и господин", из которых ясно, что вторые безраздельно владеют первыми); самостоятельное конструирование знаний с помощью микроЭВМ, дисплеев (например, составление программ для прогнозирования броуновского движения);

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Теоретические основы обучения учащихся прикладным художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...

Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...

Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru