Психологические основы анализа урока

Страница 2

· не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

· не противопоставлять сильных учеников слабым;

· не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

· замечать даже незначительные успехи слабых, но не акцентировать на этом внимания;

· воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

· формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Кроме того, личностный подход означает умение помочь школьнику включиться в круг общения одноклассников, повысить в их глазах свой авторитет. Нельзя на уроке публично подчеркивать те личностные качества ребенка, которые ведут к насмешке со стороны сверстников, исключению из их круга общения.

Высшим уровнем развития рефлексии считается способность, умение осуществлять одновременно текущий анализ урока с его ведением. Для достижения такого совершенства требуется регулярно проводить предваряющий анализ урока (во время подготовки к нему) и ретроспективный анализ уже проведенного урока.

На этапе подготовки к уроку при подборе учебного материала, адекватного цели урока, необходим предварительный психологический анализ урока. Исходя из возрастных и индивидуальных характеристик учеников, уровня их подготовленности реакции на учебный материал, учитель прогнозирует их поведение на основных этапах урока. Следует обязательно продумать не только то, как каждый вопрос учителя связан с темой урока, но и то, как он будет воспринят учащимися, к какой умственной активности их побудит, даст ли что-нибудь для их умственного развития. Целесообразно предусмотреть, как максимально быстро и легко для учащихся осуществить переход от одного вида деятельности к другому, в какие моменты использовать "отвлекающие маневры" для снятия утомления, напряжения. Необходимо учитывать при планировании урока и такие внешние, но весьма существенные факторы, как порядок проведения урока в расписании день недели и т.п.: каждому ясно, что работоспособное™ школьников на последнем уроке в пятницу сильно отличается от той, что можно ожидать на втором уроке во вторник. Чем больше психолого-педагогических факторов удастся спрогнозировать при подготовке к уроку, тем качественнее и профессиональнее будет проведен урок.

Ретроспективный анализ заключается в сопоставлении плана урока с его реализацией. Он помогает выявить не только достоинства и недостатки урока, но и осмыслить те факторы, влияние которых не было учтено при подготовке к уроку.

При проведении ретроспективного анализа следует помнить, что отступление от плана урока отнюдь не всегда является упущением учителя и недостатком урока. Например, неожиданно развернувшуюся дискуссию по истории или и литературе во многих случаях можно только приветствовать, так как это свидетельствует об эмоциональной вовлеченности учащихся. В таких ситуациях психологическому анализу стоит подвергнуть сам ход дискуссии: была ли она проявлением истинного интереса к проблеме или способом оттянуть время опроса; свидетельствуют ли приводившиеся учениками аргументы о глубине или поверхностности их знаний, об их умении логически мыслить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Проблемы и принципы обучения межкультурной коммуникации в школе
Теория обучения языку и культуре должна базироваться на концепции диалога культур, разработанной М.М. Бахтиным и В.С. Библером. В психологии установлено, что присутствие в сознании каждого участника общения своего личного багажа, иными словами - своей собственной культуры (индивидуальной картины ми ...

Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор ме ...

Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru