Техника анализа урока

Страница 1

Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизили оценку. Я бы поставил "4". Она, собственно, все сказала, я даже справился по учебнику. Активность учащихся была большой, тянули руки, дополняли. Наглядность была. Недостатки следующие: затянули опрос, а спросили мало: всего три оценки. За ответы с места можно было еще две-три оценки выставить. Закрепление проведено несколько формально: спрашивали сильных. На дом - после звонка. Это вообще безобразие. Сколько раз об этом говорили! И руками много размахиваете, это, знаете, отвлекает и утомляет. Вот все. Сделайте выводы". Директор улыбнулся, учитель ушел довольный.

Другой случай: "Урок мне ваш сегодня не понравился. Вызвали П., он явно не подготовлен, зачем же вытягивать ответ? Потеряно пять минут. Объяснение было сумбурным, сбивчивым, неясным. После плохих ответов настроение ваше испортилось, и злость свою срывали на учениках. Тетради ребята ведут неряшливо, а вы даже не проверяете. Так нельзя работать. Я вынужден сделать вам замечание. Нужно готовиться к урокам. Вот распишитесь. Еще раз так будет, получите взыскание". Директор был возмущен, учитель огорчился.

Два разбора: приятный и неприятный, но оба почти бесполезные. На эмоциональном уровне в современной школе разбирать уроки недопустимо. Мы провели опрос учителей: "Что вам дают посещения уроков администрацией?", и 65% опрошенных учителей ответили: "Почти ничего". Разборы уроков еще нередко страдают поверхностной оценкой, простым пересказом, не анализируются по существу ни содержание урока, ни методы работы, не изучаются знания учащихся, система работы учителя, его научная методическая подготовка. Многие руководители школ "нагоняют" количество посещаемых уроков, хотя, как показали исследования, отдельные директоры школ, посетившие довольно большое количество уроков, фактического положения дел в школе не знали, не смогли проникнуть в творческую лабораторию учителей.

Прежде всего важно определить задачи посещения уроков. Мы отмечаем в основном три задачи:

1. Ознакомление. Руководитель школы обязан познакомиться с работой учителя, его научной и методической подготовкой уровнем его мастерства, стилем работы.

2. Контроль. Администратор - государственный инспектор, он проверяет выполнение программ, уровень знаний учащихся, воспитательную работу и принимает необходимые меры.

3. Оказание своевременной помощи учителям. Нужно вовремя указать на ошибки и наметить пути совершенствования педагогического мастерства.

Чтобы выполнить эти задачи, руководителям школ приходится комплексно изучать работу вновь пришедших учителей, разумно организовать контроль за учебным процессом (не только путем посещения уроков) и серьезно подготовиться к анализу посещаемых уроков по разным предметам. Для осуществления этих задач прежде всего нужно, чтобы директор овладел нужным запасом педагогических и психологических знаний, изучал программы и объяснительные записки к ним, прошел должную подготовку и стажировку по разбору всех сторон учебного процесса и его главной части - урока.

Подготовка к посещению урока (группы уроков). О подготовке к посещению уроков говорилось и писалось немало. Требуется знакомство с программой, календарным планом, учебником, методическими материалами по теме. Директору рекомендуется просмотреть журнал, побеседовать с товарищами, посещавшими уроки этого учителя, просмотреть прежние записи и, если возможно, предварительно побеседовать с учителем, выяснить его намерения и цели и т.д. Все эти методические советы правильны и полезны, но не следует всегда и при всех обстоятельствах проводить такую подготовку строго по пунктам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Понятие и история декоративно-прикладного искусства
Еще на заре своей истории в процессе борьбы за существование человек изготовлял необходимые для жизни предметы. Живя в очень суровых условиях, он все же стремился украсить свое жилье и предметы своего быта. Таково уж свойство человека: он не может довольствоваться только целесообразностью предмета, ...

Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. ...

Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха
На основании проведенной нами экспериментальной работы была составлена программа развития познавательной сферы у глухих учащихся младших классов при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе в ходе учебной деятельности. При реализации программы были отобраны и апроб ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru