Техника анализа урока

Страница 6

Беседа с учителем после посещения урока. Очень трудно беседовать с учителем после посещенного урока - это известно каждому руководителю школы. Мы наблюдали немало серьезных ошибок.

Первая ошибка - в некритическом отношении к новым, "модным" течениям в педагогике. Руководитель требует, чтобы нее уроки были проблемными, чтобы выставлялся поурочный балл, чтобы па каждом уроке применялись технические средства и т.д. Нигилистическое отношение к традиционным методам обучения ведет к неверной ориентации учителя, а порой и к прожектерству.

Вторая ошибка, когда руководитель школы ищет только недостатки, придирчиво, часто гипертрофируя, разбирает лишь теневые стороны урока.

Третья ошибка, когда анализ ведется в состоянии эмоционального подъема, когда не сущность вопроса (учитель ее даже не улавливает), а возмущение, тон составляют суть "разноса".

Четвертая ошибка - стремление навязать учителю свое мнение, нетерпимость к творческому поиску, оригинальности, чрезмерный субъективизм в оценке уроков. Необходимо бережное отношение к индивидуальности учителя. Анализ урока - это тоже творческий поиск, это беседа двух коллег, одинаково заинтересованных в главном - в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, в росте мастерства преподавателя.

Нельзя анализировать урок абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех, без исключения, средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" - значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере следующие конкретные обстоятельства:

· особенности темы. Могут быть уроки, где нет места опросу, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать учащихся, работать с книгой и т.д. Учитель имеет право и на лекцию, и на информационное изложение, и на беседу, т.е. может применять различные, наиболее эффективные методы работы, обеспечивающие глубокое изучение именно данной конкретной темы;

· возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков и т.д. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель для углубленного раскрытия материала, и вместе с тем предъявлять реальные требования;

· состав данного класса, уровень развития и способностей учащихся. Известно, что нередко мнение об уроке составляется на основе ответов учащихся, контрольных работ, подготовки класса. При этом учитывается уровень подготовки учащихся в данный момент. Между тем класс классу рознь. Бывает класс слабый, в нем много отстающих, учитель сумел сделать громадный шаг вперед, а инспектирующий этого не учитывает, требует таких же знаний, как в соседнем классе;

· индивидуальность учителя, стаж его работы, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Бывают случаи, когда руководитель школы не все скажет, что заметил на уроке, в чем-то пощадит самолюбие учителя (если это, разумеется, не в ущерб делу). Разбор урока - это не только научный анализ, это еще искусство, в значительной степени опирающееся на знание психологии учителей и конкретных качеств данного человека. Нужно уметь даже неприятные вещи говорить так, чтобы учитель не потерял в себя веру, не вышел из строя. Нужно избегать тотальных определений. Например, бестактно говорить молодому учителю: "Вы совершенно не владеете методикой." Или пожилому учителю: "А предмет-то вы забыли, ничего не знаете из современного курса".

Недостатки урока никогда не вызываются злым умыслом, просто что-то не получилось: переволновался учитель, неожиданно столкнулся с непониманием какой-то задачи, кто-то нарушил дисциплину - труден учебный процесс, нельзя уложить его в строгие рамки циркуляров и указаний. Бывают, конечно, и ошибки, вызванные неподготовленностью к данному уроку или общей низкой педагогической культурой отдельных учителей. Все это требуется понять и соответствующим образом раскрыть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью
В педагогическом процессе практика или предшествует изучению теоретических положений, или осуществляется после изучения теории для подтверждения истинности полученных знаний и их квалифицированного использования. В некоторых случаях практика является непосредственной целью для воспитанников (учащих ...

Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...

Деятельностное познание мира средствами оригами
«Как работают руки, так думает голова» А.В. Луначарский. Исходя из концепции Луначарского, что ручной труд опережает все другие занятия в школе, или, по крайней мере, начинается одновременно с ним, важно принять во внимание, что любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностям ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru