Техника анализа урока

Страница 7

Когда разбирать урок?

Сразу после урока, если и учитель и руководитель свободны после данного урока и готовы к его анализу или если учитель допустил грубую ошибку и его нужно предостеречь, чтобы он ее не повторил в следующем классе. После уроков, когда и учитель и директор или завуч могут не спеша, спокойно все обсудить. Через несколько дней, если учитель или руководитель слишком возбуждены и чувствуют чрезмерное волнение. В таких случаях следует несколько успокоить учителя и перенести разбор, чтобы проанализировать урок по существу с максимальной пользой для дела. Перенести разбор целесообразно и тогда, когда руководитель не уверен в своем мнении и нуждается в повторном посещении уроков или консультации специалиста.

Сама техника разбора неоднократно освещалась в печати. Наиболее рациональна такая схема: сам учитель рассказывает о своем уроке, что ему, по его мнению, удалось, что нет; руководитель школы раскрывает положительные стороны урока; только после этого следует разбор отрицательных моментов; в итоге делаются предложения, как ликвидировать недостатки. Происходит беседа, обмен мнениями.

Особенности предупредительного контроля. Администратор школы, изучая работу учителей и воспитателей, определяет особенности их работы, сильные или слабые стороны в их деятельности и продумывает методы совершенствования педагогического труда, общие для всего коллектива или определенной группы учителей или индивидуальные для данного учителя с учетом его подготовки, стиля работы и особенностей характера.

Одна из школ поставила своей задачей оптимально использовать технические средства обучения. Оборудованы кабинеты, приобретены нужные машины, аппараты, пособия. Но уже первые наблюдения показали, что многие учителя не владеют техникой и методами работы. Невозможно на каждый урок посылать лаборантов и специалистов. В школе на педсовете решили, чтобы каждый учитель изучил современную технику, овладел приемами дистанционного управления и сдал зачеты по применению простейших технических средств и технике безопасности. Метод предупредительного контроля оказал важное воздействие, предотвратил возможные конфликты, связанные с проверкой применения на уроках технических средств.

Другой пример. Администрация обнаружила, что часть учителей неправильно применяет приемы проблемного обучения: одни их избегают, другие явно гипертрофируют. Создали специальные комиссии из специалистов, посетили многие уроки, изучили литературу, провели общешкольное производственное совещание, методические секции, разработали приемы и методы работы, определили место проблемного обучения в общей системе учебной работы. Таким образом, предупредительный контроль помог повысить квалификацию учителей.

Завуч школы отметил, что опрос у многих учителей проходит неудачно, теряется драгоценное время урока, класс не работает. Вместе с тем у других учителей отработана система учета знаний. Решили провести ряд предупредительных мероприятий. Лучшие учителя описали свой опыт, был составлен график посещения их уроков, чтобы на примерах убедиться в эффективности приемов опроса, провели специальную общешкольную конференцию. Разобрали методы текущего и обобщающего опроса, виды опроса: индивидуального, фронтального, комбинированного, наметили пути активизации класса в процессе опроса. Опрос стал обучающим средством совершенствования и расширения знаний. И в данном случае предупредительный контроль способствовал росту педагогического мастерства.

В одной из школ администрация столкнулась с фактами неумелого подхода учителей к учащимся. Многие учителя конфликтовали с учащимися, но количество нарушений не уменьшалось. При проведении предупредительного контроля не ограничиваются работой с группами учителей, важный участок - это индивидуальная работа с каждым учителем, каждым классным руководителем или воспитателем. Решили специально изучить вопросы взаимоотношений между учителями и учащимися, разобраться в сущности конфликтных ситуаций и обнаружили крайне слабое представление у большинства учителей о методах педагогического воздействия, слабые знания вопросов психологии, многие учителя не владели приемами индивидуального подхода, не изучали особенностей своих учеников. Сам по себе контроль не мог изменить положения дел. Встал вопрос об общей педагогической и психологической подготовке учителей. Пригласили лекторов из педагогического института, учителей-мастеров воспитательной работы, изучили специальную литературу по этому вопросу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе
По мнению Ж. М. Флеровой, речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, выражающие ощущение голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они явл ...

Цветовая композиция
Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры п ...

Основные функции управления в деятельности заведующего
Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы вза ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru