Общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушением речи было сформулировано Р.Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» в 1961 году. Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи (первый уровень), начатки общеупотребительной речи (второй уровень), развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень).
Так как наша работа направлена непосредственно на изучение речевой функции детей, имеющих третий уровень общего недоразвития речи, то психолого-педагогическую характеристику мы будем раскрывать именно данной категории детей.
Дети с третьим уровнем общего недоразвития речи могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей, учителей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
Звуки, которые дети могут правильно произносить изолировано, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является следующее:
1. Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции.
3. Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно (паяход – пароход, палад – парад, люка – рука).
4. Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит отдельные звуки верно, а в словах и предложениях – взаимозаменяет их. Это нередко касается свистящих, шипящих звуков, соноров и звуков ль, г, к, х – при этом может наблюдаться искажение артикуляции некоторых фонем.
Понимание речи детей приближается на этом уровне к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью.
Это отчетливо проявляется при изучении предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя и имеют их в пассивном запасе (форточка, ступеньки, обложка, страница).
Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат – часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает – шьет). Нередко, правильно показывая на картинках названые действия, в самостоятельной речи дети их смешивают. Так же дети не знают названия оттенков цветов, плохо различают и форму предметов.
В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Характеризуя величину предметов, как правило, они используют только понятия большой – маленький.
Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка.
Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит – идет, пришивает – шьет, спрыгивает – прыгает).
Новое в образовании:
Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...
Теоретические основы преподавания
информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...