Техника анализа урока

Страница 4

Каждый руководитель несомненно знает, что своими замечаниями он в значительной степени определяет будущую работу учителя. В области проверки знаний учащихся анализ урока должен нацеливать на активизацию всего процесса опрашивания, на участие в работе всего класса, на применение различных способов опроса, на развитие языка и мышления учащихся. Неправильно думать, что к моменту опроса знания учащихся полностью сложились и оформились и остается только подвести итоги работы. Добиваясь полных и обоснованных ответов, привлекая к работе весь класс, учитель и в процессе опроса продолжает совершенствовать и углублять знания учащихся, продолжает работать над развитием их речи и мышления. Формальное отношение учителя к ответу неизбежно ведет к поверхностному и непрочному усвоению предмета.

Объяснение нового материала, методы преподавания. Наиболее распространенным способом объяснения был и остается рассказ учителя. Чаще всего учителю удается правильно и ясно раскрыть тему. Иногда объяснение проходит путем беседы, рассуждений, поиска. Для более яркого восприятия применяется" наглядность, различные технические средства.

Какова же роль директора или завуча, наблюдающих урок? Только ли в том, чтобы свериться, насколько соответствует изложение программе и достаточно ли интересно по форме? Мы считаем, что главное на уроке - не формальное толкование темы, а умение добиться, чтобы учащиеся тут же на уроке поняли и в основном усвоили материал, в определенной степени овладели им. Для этого, анализируя ход объяснения, важно отметить, сумел ли учитель овладеть вниманием учащихся, понимают ли они объяснение, включен ли их ум в поиск, раздумье или усвоение проходит механически, все ли сделано, чтобы, используя возможности темы, развивать самостоятельность учащихся, какова обоснованность изложения, глубина, яркость примеров и речи, эмоциональная окраска, в какой степени проводится воспитательная работа (с учетом конкретного материала, который изучается) и т.д.

Наиболее распространенной ошибкой все еще является пересказ того или иного параграфа учебника. Ученики пассивно слушают. Их задача - запомнить, прочитать раздел учебника и пересказать его, а также решить типичные задачи по образцу. Многие учителя затягивают опрос, быстро "объясняют новое", формально предлагают два-три вопроса для закрепления и задают задание на дом. Чтобы усвоить материал, ученик должен изучить его дома.

Вторая крайность - неумелое использование метода активизации учащихся. Некоторые учителя задают бесчисленные вопросы, пытаясь натолкнуть учащихся на ответ, создают "видимость" открытия, поиска, теряют драгоценное время урока, нерационально отбрасывают традиционные методы обучения.

Проблемное обучение - это самоцель, это средство вовлечения учащихся в активную мыслительную деятельность, оно не заменяет традиционных методов объяснения, а обогащает их, придавая остроту поиска и стимулируя мыслительную деятельность учащихся.

Прежде всего должно быть проблемным объяснение учителя. Не простой сухой иллюстрацией, не перечислением фактов и положений, а анализом явления, раскрытием пути, по которому шли ученые, сделавшие открытия, если это урок математики, физики, биологии, насыщено интересными историческими примерами, если это история, тесно связано с жизнью, человеческими судьбами, если это литература и т.д.

Многообразие приемов работы позволяет оживить учебный процесс активизировать мысль учащихся, сделать объяснение увлекательным. Каждому руководителю школы, независимо от его личной специальности, доступно разобраться в главном: происходит ли процесс образования знаний, формирование нужных умений и навыков на уроке? Следует обратить особое внимание на сам процесс объяснения материала, отмечая в нем по меньшей мере дна обстоятельства: вычленяются ли учителем главные моменты темы и достаточно ли интересно, увлекательно изложение. Своеобразие мышления и памяти таково, что что-то понять и запомнить можно только тогда, когда в разной форме повторяются главные положения-тезисы; такая структура объяснения: тезис - потом доказательство, снова тезис - и снова аргументация, при должной активности учащихся обеспечивает быстрое и экономное усвоение материала на уроке. Бессистемное, длинное объяснение не оставляет должных следов в сознании школьников и требует от них большой дополнительной работы дома, что ведет нередко к образованию серьезных пробелов в знаниях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Нравственное воспитание ребенка
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому сод ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru