В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти или лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. По отношению к ним употребляется также понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» - это сироты, или те дети, которые не могут более оставаться с родителями, потому что те от них отказались, из-за болезни родителей, лишения родителей свободы, или пагубного или пренебрежительного отношения родителей. Сюда также включают детей-инвалидов, которых родители отдали на попечение государства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, проживают в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, и в учреждениях для инвалидов.
Специалисты отмечают в динамике сиротства негативные тенденции, а именно увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, когда родители вроде бы и живы, но ведут себя так, будто ребенок выброшен из их жизни. К ним относят детей, проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей, например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи из наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные или лечебные учреждения.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает предоставление им за время пребывания в соответствующем госучреждении бесплатного питания, обмундирования и общежития или возмещение их полной стоимости при отсутствии хотя бы одного из этих видов обеспечения.
Однако если судить по результатам эмпирических исследований и данным статистики, государственное содержание и государственная опека над сиротами, куда ныне вовлечены немалые денежные ресурсы, заняты сотни тысяч человек и функционируют тысячи всевозможных учреждений, далеко не во всем эффективны и выполняют возложенные на них функции. Государство неспособно справиться с сиротством в трех самых главных и самых болевых его точках, а именно:
В период появления сиротства (неблагополучные семьи, обнищание населения, духовный кризис общества);
Новое в образовании:
Этюд «Котик серенький»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с наклеенным изображением котика. Ведущий держит в руке кружку и читает первое четверостишие потешки ласковым и нежным голосом. Второе четверостишие – поет на любую колыбельную мелодию (сочиненную самим или хорошо знакомую). После по ...
Программа работы социального педагога с родителями
Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей. Пояснительная записка Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспита ...
Содержание логопедической работы по формированию грамматического строя речи
Формирование речи у детей с ее недоразвитием строится с учетом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятель ...