Исследование проводилось в МОУ СОШ № 10 п. Светлогорск Туруханского района Красноярского края. Исследованием охвачено 27 школьников. Школа расположена в небольшом северном поселке с населением в 900 человек. Из-за низких температур, школу очень часто в зимнее время закрывают на актировки. До ближайших населенных пунктов можно добраться только по воздуху. Поселок, по сути, является местом жительства рабочего и обслуживающего персонала Курейской ГЭС. Благодаря малочисленному населению обеспечивается максимальная безопасность для школьника. Анализ исследовательских данных проводился по одному экспериментальному классу (10 класс —15 человек) и контрольному 9-му классу (12 человек).
Давая характеристику коммуникативной компетентности учащихся сельской школы на начальном этапе эксперимента мы попытались определить уровень сформированности их коммуникативной компетентности. Для исследования в качестве экспериментального класса был выбран 10 класс (15 учащихся), так как, через год некоторые учащиеся класса вступят во взрослую жизнь, не имея при этом достаточно развитых навыков общения. Состав класса по возрасту: 15, 16 лет. В классе предпочитают различные виды деятельности: общение, труд познание, но наибольшее предпочтение отдают общению, в связи с тем, что учащимся не хватает в большей степени именно общения. Учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, но в основном это касается только творческой деятельности. В учебном процессе это большая редкость. Потребность в самоутверждении, подражание другим, потребность в эмоционально близком контакте, получение поощрения и стремление выделиться являются основными мотивами участия школьников в деятельности класса. В классе несколько микрогрупп, основанные по интересам, при этом класс осознает себя единым целым. Между собой и с другими учащимися школы ребята хорошо общаются, никаких конфликтных ситуаций не возникало.
Помимо школьных мероприятий учащиеся класса так же принимают участие в официальных внешкольных мероприятиях, например, мальчики участвуют в соревнованиях по волейболу и футболу в рамках района, а девочки занимаются в хоре и музыкальной школе.
Класс активно принимает участие больше в общешкольных мероприятиях, при этом очень редко проводятся классные мероприятия.
В классе нет представителей ни одной субкультуры, все ребята выглядят чисто и опрятно, так влияет место работы родителей большинства учеников и результат подражания им остальных.
По субботам в школе проводятся факультативные занятия, занятия в музыкальной школе, для ребят в маленьком поселке это еще один способ пообщаться. Мы считаем, что проблема класса – в нехватке общения. В городе можно получить общения с ребятами, у которых такие же интересы, а здесь безвыходная ситуация, и то, что они нашли хоть что-то общее для общения уже прогресс.
Учащимся не хватает коммуникативных навыков. В большинстве случаев они даже не могут поддержать разговор на новую тему, либо она им не интересна, либо совсем не знакома.
Но проблем при общении учеников внутри класса и между классами не возникало, так же как и ярких конфликтов. В городе с этим проще – есть группы, объединения и прочее, где можно выразить индивидуальность.
В качестве контрольной группы был избран 9 класс (12 учащихся). Состав класса по возрасту: 14, 15 лет. У этого класса более высокие показатели навыков общения по результатам тестирования, чем показатели экспериментального класса.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы учащимся обоих классов было предложено Тестирование №1 (см. Приложение №1).
Анализ Тестирования №1 позволил определить уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся, тип поведения, сформированность умений и их отношение к коллективу. Данные учащихся экспериментального класса показали следующие результаты:
Очень низко развита устная коммуникация - умение оказывать и принимать знаки внимания, лишь 2 учащихся оказались компетентны. 12 учащихся класса не компетентны в устной коммуникации при обращении к сверстнику с просьбой и при реакции на попытку вступить с ними в контакт. Это говорит о том, что учащимся очень сложно обратиться с просьбой за помощью, за поддержкой и при попытке постороннего человека завязать с ними общение скорее проигнорируют, чем поддержат диалог. Только 4 учащихся компетентны в ситуации, когда надо отказать в просьбе, 9 учащихся – зависимы, что говорит о неумении отказывать при манипулировании, и умении аргументировать свой отказ. Из 15 учащихся – 8 компетентны в вопросе поддержки, сочувствии, но при этом только 3 компетентны в ситуации принять поддержку со стороны постороннего. При попытке вступить в контакт с другим человеком только 2 человека оказались компетентны, так же как и при реакции на попытку вступить с ними в контакт со стороны посторонних. В вопросах отношения к справедливой и несправедливой критики 10-11 человек выбрали ответы агрессивного характера, что указывает на не умение воспринимать замечания от посторонних.
Новое в образовании:
Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...
Расчет величины машинного времени и других затрат
Определение себестоимости часа работы оборудования, необходимого для разработки методического обеспечения. Фонд времени выделяется на ремонт оборудования. Fрем = Fд+Fм+Гг, (4.18) где Fд – количество часов выделенных на ежедневные профилактические работы в год. Fд = Гдг х (Fк-Fвых-Fпр), (4.19) где Г ...
Сельский социум как среда формирования
коммуникативной компетентности учащихся школы
Обратившись к анализу понятия «социум», можно констатировать, что нет однозначного его определения. Сельский социум имеет совокупный образовательный потенциал всех его субъектов: семьи, конкретной личности, сельского сообщества, его культурных и социальных учреждений, религиозных структур, средств ...