Анализ сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы

Педагогика сегодня » Условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы » Анализ сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы

Страница 2

Данные показатели в определённой мере свидетельствовали о низком уровне устной и письменной коммуникативной компетентности учащихся.

Анализ результатов данных контрольного класса не существенно, но отличался от результатов экспериментального класса:

Устная коммуникация низко развита – в умении оказывать и принимать знаки внимания, так же как и в экспериментальном классе, компетентны лишь 2 учащихся. В устной коммуникации при обращении к сверстнику с просьбой и в умении отказать на просьбу компетентны лишь 3 ученика из 12, что говорит о том, что учащимся очень сложно обратиться с просьбой за помощью, и они не могут отказать в просьбе в большинстве случаев из-за не умения аргументировать свой отказ. Только 4 учащихся компетентны в умении принимать сочувствие. Из 12 учащихся – 8 компетентны в вопросе поддержки, сочувствии, но при этом только 3 компетентны в ситуации принять поддержку со стороны постороннего. 3 учащихся компетентны при попытке вступления в контакт с посторонним человек и 2 при попытке постороннего вступить с ними в контакт. В реакции на задевающее провоцирующее поведение со стороны собеседника компетентны 4 ученика и 5 выбрали ответы с агрессивным характером, что говорит о том, что ученики не готовы к новым знакомствам и относятся к ним неодобрительно. В вопросах отношения к справедливой и несправедливой критики компетентны лишь 3 учащихся. Большинство ответов были зависимого характера – это свидетельствует о том, что учащиеся готовы к общению, если инициатором является другой человек, но сами активности не проявляют.

Так же как и в контрольном классе, данные показатели свидетельствовали о низком уровне устной и письменной коммуникативной компетентности учащихся.

Анализ данных и обсуждение результатов тестирования с учащимися позволили сделать вывод, что у учащихся существуют проблемы, которые создают серьёзные затруднения, мешают действовать конструктивно в современном социуме:

поведение регулируется только требованиями старших;

коммуникативные склонности присущи на уровне ниже среднего, то есть они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе;

испытывают трудности в установление контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией;

растерянность в случае включения в другую среду, где привычная логика предпочтений и ожиданий не срабатывает;

большинство учащихся в новых условиях предпочитают не проявлять инициативу, а ждать дальнейшего развития ситуации.

Полученные результаты уровня коммутативной компетентности сельского школьника являются несовместимыми с процессом успешного взаимодействия в социуме, так как у учащихся просто отсутствует потребность в общении, они не стремятся проявлять себя в коллективе, в большинстве случаев это из-за того, что они не умеют общаться. Имеющийся факт настораживает и требует немедленных изменений в содержании и формах организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация положений нашей гипотезы поможет активно адаптироваться в современном обществе; преодолеть сдерживающие факторы, связанные с особенностями сельского социума; создаст условия для проявления индивидуальности сельских школьников.

На основании сформулированных позиций осуществлялось обновление учебно-воспитательного процесса в опытно - экспериментальной работе. Для учащихся 10 класса были разработаны специальные уроки и мероприятия направленные на обогащение коммуникативной компетентности, существенной характеристикой которой является интеграция личностных качеств, индивидуального и социального опыта учащихся. Исходя из ключевого понятия коммуникативной компетентности и данного положения, определились цели, структура, содержание и методы разработанных уроков и мероприятий для повышения коммуникативной компетентности представленные в таблице № 4 (см. Приложение №3).

Учащийся учится строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Коммуникативная компетентность формируется на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.

Кроме того, не следует забывать, что цели занятий непосредственно связанны с выделенными основными коммутативными качествами:

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Обучение сжатому пересказу в специальной школе V вида
Проблема пересказа волновала и продолжает волновать специалистов в области олигофренопедагогики (М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.А. Одинаева и др.). Все исследователи рассматривали пересказ с позиции его объединения с речевой деятельностью и склонны во мнении, что он способствует развитию и обогаще ...

Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида
Помощь первокласснику в преодолении возникающих трудностей адаптационных затруднений в школе может оказать учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. В процессе психологической адаптации первоклассников должны решаться с ...

Использование телеконференций в работе библиотек
Телеконференция (ТКФ) являются одной из наиболее используемых и эффективных телекоммуникационных технологий. Они позволяют участникам самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие события, осознавать многие явления и исследовать их с различных точек зрения, решать поставленные проблемы сов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru