В период прохождения повторной социализации ребенка в госучреждении (детдом, интернат);
В постинтернатный период - на выходе из системы госопеки и начала самостоятельной жизни.
Проблема сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: "отказные дети", "казенные младенцы", "рожденные, чтобы быть покинутыми", вечные новорожденные" и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.
К сожалению, с каждым годом детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране становится не меньше. По данным на 1 января 2007 года выявлено около 51 тысячи детей такой категории. Из выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, около 33 тысяч переданы на опеку, попечительство и патронат, около 18 тысяч детей определены в государственные учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты населения. В основном это дети-сироты, подкидыши, отказные и дети, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении.
Всего сирот |
3254 (19,4%) |
Оставшиеся без попечения родителей: |
13589 (80,6%) |
Из них: отказные, подкидыши |
1922 (14,1%) 1019 (7,4%) |
дети, чьи родители лишены прав, дети, чьи родители в местах заключения, дети, чьи родители в розыске, |
5857 (43,2%) 1146 (8,4%) 2726 (20,1) |
Дети, чьи родители на длительном лечении |
919 (6,7%) |
Из общего числа лишь чуть более 3-х тысяч (19,4%) - это «круглые сироты». Остальные 13 тысячи (80,6%) - это социальные сироты при живых родителях (дети-подкидыши, отказные дети, дети, чьи родители лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, на длительном лечении, в розыске).
Распространение явления сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие нашей страны на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
И в в XXI веке проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.
В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.
Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Новое в образовании:
Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях
Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат – совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется ...
Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без попечения
родителей
В настоящее время в структуре различных министерств Республики Казахстан находятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей. Так, в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722 интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставших ...
Методические рекомендации по декоративному рисованию
Основные направления работы с детьми. Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: уметь видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном. Второе ...