Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Страница 1

Обучение, как уже отмечалось, – это целенаправленное и систематическое научение, позволяющее человеку присваивать различные духовные ценности. Однако это присвоение осуществляется в процессе собственной деятельности человека, формируя у него психические и личностные новообразования. Следовательно, обучение происходит как бы внутри личной деятельности, человека (Л.С. Выготский).

Д.Б. Эльконин отмечал, что обучение развивает человека не само по себе, не непосредственно, а лишь тогда, когда оно имеет деятельностные формы. Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных возрастных этапах меняется. Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности. Учение – специфически человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность появляется примерно лишь к четырем-пяти годам жизни ребенка, формируясь на основе предшествующих видов и деятельности – игры, речевого общения, предметных действий.

Учение, таким образом, представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гностических (познавательных) действий. Деятельность учения – есть деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.

Гностические действия могут быть внешними и внутренними. К внешним действиям относятся практические: двигательные (письмо, взвешивание, измерение), перцептивные (рассматривание, слушание), символические (изображение, обозначение, высказывание). Внутренние гностические действия – это умственные действия: синтезированные перцептивные, формирующие образ предмета; мнемические (выделение смысловых связей, схематизация и повторение и др.); мыслительные (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение).

В ходе учения эти действия тесно переплетены. В разных случаях их соотношение неодинаково. Так, усвоение научных понятий в области химии происходит с помощью практических и умственных действий, а в области языкознания – с помощью речевых и умственных действий. Исследования показали, что умственные действия являются результатом интериоризации внешних действий, т.е. перехода последних во внутренний план (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже и др.). Например, предметное действие разделения, разборки и сборки объекта при решении соответствующих задач замещается действием «в уме» (расчленением и соединением частей предмета на основе образа или понятия о нем). Осуществление систем таких умственных действий, развертывающихся в идеальном плане, и есть внутренняя гностическая деятельность. Основным средством интериоризации является слово, которое позволяет человеку отделить действие от самого предмета и превратить его в действие с образом и понятием о предмете.

Внешняя гностическая деятельность обязательна для учения в том случае, если в сознании человека еще не сформированы образы, понятия о предмете и соответствующие им действия. Если же образы, понятия и действия, необходимые для усвоения новых знаний или умений, у ученика уже имеются, то для осуществления учения достаточно внутренней гностической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Рекомендации по использованию сайта класса в проектной деятельности
Информационные технологии прочно вошли в наши педагогические будни. Педагоги используют компьютерные технологии на уроках. Различные программы помогают учителю в организации урока. Учителя начальных классов давно оценили достоинства Microsoft PowerPoint, программу, которая позволяет не только прово ...

Работа с учащимися
Работа с учащимися предполагает два направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств детей мы использовали следующие методики. Опросник креативности Рензулли. Это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышлен ...

Роль мотивации при обучении говорению
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. Перед преподава ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru