Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Страница 3

Эта позиция в ходе онтогенеза развития меняется, поскольку в процессе формирования учебной деятельности трансформируются познавательные интересы и запросы, появляются мотивационно-ценностное отношение к учению, самостоятельность в усвоении знаний, способов и приемов решения учебных задач, возможность оперирования полученными знаниями, развивается способность к саморегуляции и самоуправлению.

С первых этапов включения ребенка в учебную деятельность он получает новый социальный статус и стремится утвердиться в нем. Для первоклассников школа и учитель – очень значимы и авторитетны. И поэтому в ходе начального обучения ребенок постепенно занимает позицию школьника.

К подростковому возрасту этот статус оказывается освоенным. В этот период у учащихся возникает стремление обрести свое место среди учеников, мнение которых оказывается для них важным. Этот процесс происходит достаточно сложно, вызывая внутриличностные и межличностные конфликты, которые зачастую оборачиваются подростковым кризисом.

В старших классах школьника начинает серьезно занимать проблема личностного и профессионального самоопределения. Он осуществляет попытку выбрать профессию и наметить жизненный путь. В этом возрасте ученик впервые задумывается уже не столько о своем месте среди сверстников, сколько о своем месте в социуме, в обществе.

Следовательно, социальный статус личности специфическим образом определяет отношение к учебной деятельности и соответственно к обучению в каждый из периодов ее жизнедеятельности. Психологический смысл роли ученика изменяется по мере освоения учебной деятельности.

Степень, устойчивость и глубина осознания значимости обучения зависят от осознания целей учебной деятельности. Известно, что с годами личностный смысл обучения изменяется: прагматические планы постепенно замещаются потребностями повышать свою культуру. На всех этапах онтогенеза происходит обогащение, обновление и пересмотр индивидуального опыта за счет усвоения теоретических знаний и осмысления их связи с практическими знаниями.

Конечно, степень осознания ценности обучения для развития своего творческого потенциала не у всех учащихся одинакова. Она зависит, прежде всего, от исходного отношения к обучению на начальных этапах, от субъективной готовности к учебной деятельности, от наличия положительного (или отрицательного) учебного опыта, от семьи ученика, сложившегося круга общения, от сформированности образа

Я, соотношения Я-реального и Я-идеального, наличия эталонов для подражания, жизненных планов, способности к обучению.

На каждом этапе обучения требуется углубление представлений учащихся о ценности образования и самообразования, о сущности учебной деятельности, влияющей на личностный рост. При этом учащиеся должны осознать, что развитие личности происходит лишь при их собственной активности в процессе обучения.

Предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что учебная деятельность не тождественна усвоению, что оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Методика распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Результат данной методики показал (табл. 3): Таблица 3 6 класс время в/сек за ...

Знакомство дошкольников с государственной символикой и гербом родного города
В какой последовательности знакомить дошкольников с Государственной символикой и почему именно так? Предлагаю следующую последовательность в ознакомлении детей с символикой России: Государственный флаг России. Государственный гимн России. Герб Егорьевска Государственным герб России. Такая последова ...

Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории
Американский психолог Ллойд Демоз считает, что человека следует рассматривать не как хомо экономикус или хомо политикус, а хомо релатенс, т.е. ищущего взаимоотношений, любви больше, чем денег или власти. Теория Ллойда Демоза и других ученных, разделяющих ее, утверждает, что реальным базисом для пон ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru