Различают следующие группы учебных мотивов:
– социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностноразвивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
– познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
– личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
Эти и многие другие» мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительные. Принято считать, что социальные и познавательные мотивы являются психологически более значимыми и чаще проявляемыми.
Учебные мотивы различаются не только по содержанию, но и по мере их осознанности. Наиболее адекватно осознаются мотивы, связанные с близкой перспективой в учении. В ряде ситуаций учебные мотивы остаются замаскированными, т.е. трудно выявляемыми.
Условием осуществления учебной деятельности является межличностное взаимодействие (общение) по поводу ее предметного содержания. В этой связи есть основания утверждать, что учебная деятельность по своей сути – это совместная деятельность учителя (преподавателя) и обучаемых. Система отношений, складывающихся в определенный момент осуществления учебной деятельности, называется учебной Ситуацией. Ее характеризуют отношение учащихся к целям и содержанию учебной деятельности; отношение учащихся к учителю и между собой в процессе решения учебных задач; условия осуществления учебной деятельности, т.е. субъективные возможности учащихся и учителя и объективные условия организации обучения (Ю.Н. Кулюткин).
Если все компоненты учебной ситуации согласованы между собой, то можно говорить об адекватности ситуации целям учебной деятельности. Если достижение ее целей по тем или иным причинам затрудняется (например, в силу сложности учебного материала), то возникает так называемая трудная ситуация. Если в системе межличностных отношений имеют место противоречивые тенденции, возникают конфликтные ситуации. Учебные ситуации могут быть типичными или нетипичными, эпизодическими или долговременными.
Существуют учебные ситуации, в которых учение является не целью, а средством для достижения других, более значимых для человека целей (удовлетворения уровня притязаний, честолюбия, избегания наказания, повышения статуса среди сверстников и др.). Такая учебная ситуация предполагает направление усилий не на учение, а на достижение внешних по отношению к учению целей, что не может привести к эффективному учению.
Более результативными являются учебные ситуации, в основе которых лежат собственно учебные цели и мотивы, направленные на усвоение знаний, саморазвитие, удовлетворение познавательных потребностей. Такие ситуации оцениваются как оптимальные, поскольку усилия учащихся затрачиваются на решение учебных задач.
Новое в образовании:
Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет. Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, т ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
третьего уровня
Общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонен ...
Методика распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных
одноцветных цифровых таблиц
Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Результат данной методики показал (табл. 3): Таблица 3 6 класс время в/сек за ...