Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Страница 5

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности являются обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира («образ мира», «картина мира», «модель универсума») в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления с научных позиций.

Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием методов практической деятельности. Понятие «образ мира» было введено А.Н. Леонтьевым. Образ мира – это «целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности». Оно имеет ключевое значение для интерпретации результатов учебной деятельности. Образ – исходный пункт и одновременно результат любого познавательного, в том числе учебного, акта. В широком смысле образ – это субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т.е. таких, которые имеют сенсорную (ощущение, восприятие, последовательные образы и др.) природу. Нужно отметить, что понятие «образ мира» нередко характеризуют как совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к картине мира. В действительности образ мира возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование не только познавательной сферы личности. Оно тождественно самой личности. Образ мира функционально и генетически первичен по отношению к любому конкретному образу или отдельному чувственному переживанию человека.

Изолированные образы в принципе не могут существовать. Результатом любого познавательного процесса личности выступает не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами.

Образ мира представляет собой совокупность непрерывно генерируемых гипотез различного уровня. Первый – поверхностный уровень – это гипотезы, реализованные в зрительной, слуховой и других чувственных модальностях (перцептивные гипотезы). Второй – глубинный уровень образа мира. Гипотезы этого уровня формируются на уровне знаний и личностных смыслов.

По своей природе образ мира носит прогностический характер, т.е. отражает не только настоящее, но и ожидаемое на близкое или далекое будущее. Последнее определяет те сферы реальности, в отношении которых строятся и проверяются жизненные гипотезы. Каждая гипотеза с самого начала оказывается вписанной в контекст повседневной деятельности и целостного образа мира. Познавательные действия возникают в ответ на рассогласование прогнозируемых событий с тем, что реально имеет место, или в ответ на совершенные самим субъектом действия, которые должны привести к изменению представлений.

Образ мира как результат учебной деятельности, синтезируя мотивационные, ценностные и смысловые новообразования личности, в значительной степени характеризует ее индивидуальный опыт.

Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологическая структура (см. табл. 1) включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или yчeбнyю зaдaчy в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действии); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и самооценку (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Активизация познавательных интересов
Хотелось бы сразу отметить, что при изучении моего предмета нужно очень много наглядного материала. Это может быть и пришедшие в негодность детали компьютеров и всевозможные учебные пособия. Без этого должного понимания просто не будет. Например, дети с трудом представляют системный блок в разрезе, ...

Назначение интерактивных досок
интерактивный доска библиотека Интерактивные доски, произведенные на базе новейших технологий, имеют конкурентоспособную цену. Их использование раскрывает ряд преимуществ при визуализации и коллективном обсуждении документов: - можно выделять элементы из разных документов и программ, вставлять комм ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru