Крепкая семья - крепкое государство, благополучное общество. Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, все чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повсеместном общении. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нем, во многом зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. Белорусская семья исторически, со свойственным ей незыблемым авторитетом родителей, старших поколений, высоким позитивным потенциалом духовно-нравственных ценностей всегда играла определяющую роль в социализации детей и молодежи.
Социализация, на наш взгляд, - самое широкое понятие среди процессов, которые направлены на формирование личности и предусматривают как осознанное усвоение индивидом готовых форм и методов социальной жизни, социального опыта, так и выработку при этом, с помощью взрослых, собственных личностных ориентации. Семья - институционная общность, складывающая на основе брака.
Однако в XX столетии многие семейные традиции в воспитании утратили свои позиции. В советское время безусловный перевес стал отдаваться общественным формам воспитания. Утверждалась идея своеобразного конвейера государственных учебно-воспитательных учреждений (ясли - детский сад - школа и т.д.). Наряду с учеными-педагогами доводы в пользу требований максимально освободить от заботы родителей по воспитанию детей приводили и некоторые советские демографы, что, по их мнению, должно было стимулировать повышение рождаемости. В результате на семью возлагалась роль дополнительного социального института, который должен был содействовать решению основной задачи - подчинению личности интересам государства. К тому же семье отводилась роль как бы стороннего наблюдателя, в то время как школа и иные государственные институты стремились вносить главный вклад в воспитание детей, подготовку их к самостоятельной жизни.
Только в конце 80 - начале 90-х гг. XX столетия в нашей стране начала утверждаться новая педагогическая концепция. Согласно данной концепции формируется новая модель социального воспитания, которая невозможна без определения условий и способов активизации семьи как ведущего фактора в этом процессе и ребёнок не должен быть только средством достижения поставленной государством цели, он - самоценная личность.
Ведущая роль семьи в воспитании детей давно признана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции о правах ребенка (1989). В данной Конвенции подчеркивается, что повсеместно в мире семья должна восприниматься как главная ячейка общества, которая создает условия для развития и защиты интересов своих детей. Семья рассматривается как первый и, в идеале, последний рубеж защиты детей, любви к ним.
Приоритет семейного воспитания, теоретически обоснованный известными учеными (С.Н. Бурова, А.К. Воднева, С.Д. Лаптенюк, Л.И. Смагина, В.В. Чечет и др.), начинает утверждаться в деятельности органов власти, органов образования, педагогических коллективов, общественных организаций.
Новое в образовании:
Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучен ...
Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...
Организация контроля знаний по информатике в старших
классах на основе тестирования
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использоват ...