Школа - внесемейный социальный институт, учебное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов школьного воспитания, школа в своей работе должна служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям учителя, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Учреждениями образования накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Учителя постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении образования и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях образования, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения образования, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе, так как семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Здесь дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции.
Проблема семейного воспитания рассматривалась такими учёными как Я. А. Коменским, Дж. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптеревым, В. А. Сухамлинским и многими другими известными учёными.
Так, педагогическую систему Я. А. Коменского, возможно, представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.
К. Д. Ушинский отводил важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста матери. Он сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда, что само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания А. С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми.
По мнению В. А. Сухомлинского, искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура - понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемка.
В сборнике педагогических статей К. В. Бардина раскрывается проблема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь, особое место отводится злободневным вопросам учебно-воспитательного процесса, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога.
О. Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль педагога в начальном звене.
Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что имеется целый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, однако они затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы, мало учитывают современные реалии.
Объектом данного исследования являются содержание, методы, формы работы с родителями.
Предметом
- педагогическое просвещение родителей
Цель курсовой работы - раскрыть суть форм работы с родителями в школе, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса
Задачи исследования:
- изучить организацию и формы взаимодействия семьи и школы;
- исследовать и провести сравнительный анализ эффективности форм работы с родителями;
-разработать программу педагогического просвещения родителей и определить её эффективность.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение передового опыта, педагогическое тестирование, анкетирование, математико-статистический метод.
Гипотеза исследования – содержание, методы и формы педагогического просвещения родителей способствуют повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей
Практическая значимость исследований заключается в разработке комплексной программы по педагогическому просвещению родителей в начальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, методов и содержания педагогической деятельности.
Новое в образовании:
Практическое исследование проблемы межпредметных связей в обучении обж
Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний. Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализац ...
Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного
образования по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики: · Слабая интегрированность в детский коллектив; наличие серьезных рассогласований личностных и коллективных ценностей; низкий статус в группе – недостаточный авторитет среди товарищей и педагогов; трудности в общении; отсутствие мотивации к познанию и твор ...
Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...