Педагогическое просвещение родителей как средство успешной социализации школьников

Педагогика сегодня » Педагогическое просвещение родителей как средство успешной социализации школьников

Школа - внесемейный социальный институт, учебное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов школьного воспитания, школа в своей работе должна служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям учителя, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Учреждениями образования накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Учителя постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в учреждении образования и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях образования, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения образования, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе, так как семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Здесь дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, в семье закладываются исходные, жизненные позиции.

Проблема семейного воспитания рассматривалась такими учёными как Я. А. Коменским, Дж. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, П. Ф. Каптеревым, В. А. Сухамлинским и многими другими известными учёными.

Так, педагогическую систему Я. А. Коменского, возможно, представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Важной функцией семейного воспитания является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться.

К. Д. Ушинский отводил важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста матери. Он сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда, что само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания А. С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми.

По мнению В. А. Сухомлинского, искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура - понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемка.

В сборнике педагогических статей К. В. Бардина раскрывается проблема социально-педагогической службы в школе. В первую очередь, особое место отводится злободневным вопросам учебно-воспитательного процесса, в том числе приводящие к нежеланию, неумению учиться. Роль родителей здесь огромна, даже по сравнению с ролью педагога.

О. Н. Урбанская в своем пособии для учителя “ Работа с родителями младших школьников “ отводит главную функцию главному руководителю, не учитывая роль педагога в начальном звене.

Вышеизложенные соображения обусловили выбор объекта и предмета исследования и определили его проблематику.

Актуальность темы

курсовой работы обусловлена тем, что имеется целый ряд исследований, посвященных сотрудничеству семьи и школы, в частности, в начальном звене, однако они затрагивают лишь отдельные аспекты проблемы, мало учитывают современные реалии.

Объектом данного исследования являются содержание, методы, формы работы с родителями.

Предметом

- педагогическое просвещение родителей

Цель курсовой работы - раскрыть суть форм работы с родителями в школе, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса

Задачи исследования:

- изучить организацию и формы взаимодействия семьи и школы;

- исследовать и провести сравнительный анализ эффективности форм работы с родителями;

-разработать программу педагогического просвещения родителей и определить её эффективность.

В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, обобщение передового опыта, педагогическое тестирование, анкетирование, математико-статистический метод.

Гипотеза исследования – содержание, методы и формы педагогического просвещения родителей способствуют повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей

Практическая значимость исследований заключается в разработке комплексной программы по педагогическому просвещению родителей в начальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, методов и содержания педагогической деятельности.


Новое в образовании:

Практическое исследование проблемы межпредметных связей в обучении обж
Для проведения нашего исследования мы прежде всего определились с Объектом исследования. Им являлся процесс обучения ОБЖ в общеобразовательной школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний. Предметом исследования являлись методологические основы построения и реализац ...

Деятельность учреждений культуры и учреждений дополнительного образования по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики: · Слабая интегрированность в детский коллектив; наличие серьезных рассогласований личностных и коллективных ценностей; низкий статус в группе – недостаточный авторитет среди товарищей и педагогов; трудности в общении; отсутствие мотивации к познанию и твор ...

Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru