Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей.
Пояснительная записка
Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – “нет”. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественно новый уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Настоящая программа педагогического просвещения родителей - комплексная программа по совершенствованию семейного воспитания и повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Объект -
педагогическое просвещение родителей.
Предмет-
деятельность социального педагога по педагогическому просвещению.
Цель программы
– содействовать созданию условий для овладения родителями определенного минимума психолого-педагогических знаний, оказать им помощь в организации педагогического самообразования, в выработке умений и навыков по воспитанию детей.
Задачи:
l изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;
l установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;
l формирование активной педагогической позиции родителей, привлечение их к активному включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую деятельность;
l предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
l обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
В основу программы легли важнейшие принципы повышения педагогической культуры родителей:
Принцип систематичности и последовательности
. Программа представляет собой целенаправленное систематическое педагогическое просвещение родителей, руководство педагогическим самообразованием родителей и вовлечение их в деятельность по воспитанию детей. Систематичность и последовательность предполагает единство и преемственность всех звеньев программы.
Принцип единства общественного и семейного воспитания
. С учетом этого принципа строится содержание программы, даются практические задания, распределяются поручения среди родителей, что оказывает существенное влияние на работу школы с семьями учащихся.
Принцип оптимального сочетания коллективных и индивидуальных форм
повышения педагогической
культуры родителей. Суть этого принципа в том, что коллективную работу родителей целесообразно проводить с группами родителей (по классам), а также индивидуальная работа с отдельными семьями. Индивидуальная и групповая работа способствует плодотворному участию всех родителей в коллективной работе по освоению необходимых знаний и умений для достижения более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Критерии оценки достижения поставленной цели и задачи:повышение уровня педагогической культуры, повышение уровня активной педагогической позиции, снижение уровня неправильного воспитания детей в семье.
Содержание программы
1.
Роль семьи в воспитании детей (беседа)
Семья - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития, закладывающая основы личности. Главное назначение семьи. Компоненты семейного воспитания.
Особенности и структура современной семьи. Влияние на детей нравственной атмосферы, психологического климата семьи, внутрисемейных взаимоотношений, уровня общей и педагогической культуры взрослых членов семьи. Трудовые традиции семьи. Любовь, уважение и требовательность к детям.
Семейное воспитание как процесс целенаправленной деятельности по формированию личности: цель, задачи и содержание воспитания, проектирование личности ребенка, выбор и использование родителями воспитательных средств и системы педагогических воздействий на детей, организация жизнедеятельности детей, корректировка их отношений вне семьи.
Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. Повышение педагогической культуры родителей - важнейшее условие успеха в воспитании детей. Основные компоненты педагогической культуры. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, старшим членам семьи.
Новое в образовании:
Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влиян ...
Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии
Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить – и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях. Бумага рас ...
Роль коллективного анализа и
саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков
Для успешного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу. Понятие «педагогические условия» вызывает большое количество споров среди исследователей и по содержанию и по вопросам ...