Центральным звеном учебной деятельности является усвоение, которое представляет собой сложную интеллектуальную деятельность и обеспечивает получение информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность применения в новых условиях.
Усвоение является показателем эффективности учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. Содержанием процесса усвоения являются теоретические знания и прикладные умения. Их основу составляет происхождение, становление и развитие того или иного предметного знания, способов его применения в различных ситуациях жизни и деятельности человека.
Усвоение – не одномоментный, а фазный процесс. В его структуре принято выделять следующие этапы:
– формирование отношения учащихся к учебному материалу, позволяющего вызвать интерес к усвоению;
– процесс ознакомления с материалом;
– активная Смысловая его проработка;
– включение нового материала в имеющуюся систему знаний;
– запоминание и сохранение усваиваемого материала;
– применение полученных знаний, умений и навыков.
Все названные этапы взаимосвязаны и влияют на конечный результат усвоения. Оно также обусловлено личностной значимостью материала, эмоциональным отношением к нему, возможностью его использования в значимых ситуациях.
В разные возрастные периоды характер усвоения не остается неизменным: в младших классах наблюдается его зависимость от учебного материала, стремление сохранить в начальном виде, неумение реконструировать или комбинировать его. В старших классах эти недостатки усвоения преодолеваются и возникают умения обобщать способы и стратегии действия, усваивается последовательность действий. Критерием процесса усвоения является характер выполняемых действий, их опосредованность, автоматизированность (сформированность навыков).
Результаты учебной деятельности в большой степени зависят от того, какие средства и способы применены в ней. По способу выполнения она может быть репродуктивной, творческой, исследовательской.
В процессе учебной деятельности традиционно используются анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация и другие мыслительные операции, без которых невозможно осуществление интеллектуальных действий. Кроме этого, применяются знаковые и языковые средства, с помощью которых репрезентируются знания и отражается индивидуальный опыт человека.
В ходе осуществления учебной деятельности происходит качественное изменение умственных действий учащихся, переход от их низших структур к высшим. Показателями, или критериями, умственного развития в учебной деятельности являются: фонды сознательно усвоенных учеником знаний, полнота и точность выделения существенных признаков изучаемых понятий, тонкость их дифференцирования, уровень сформированности обобщений, гибкость усвоенных знаний, их устойчивость, уровень развития мотивации учения, овладение приемами мышления, характер рассуждений, количество суждений, их экономичность, самостоятельность решения новых учебных задач (Д.Н. Богоявленский).
Учение характеризуется как синтетическая деятельность, в которой объединяются как познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), так и личностные образования (потребности, мотивы, установки, эмоции, воля).
Новое в образовании:
Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...
Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...
Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...