Организация разработки учебной программы по информатике для старших классов на основе сочетания поурочного планирования и проектного метода

Педагогика сегодня » Тематическое планирование школьного курса информатики » Организация разработки учебной программы по информатике для старших классов на основе сочетания поурочного планирования и проектного метода

Страница 1

Под словосочетанием "метод проектов" сегодня понимается и определенный комплекс идей, и, по возможности, четкая педагогическая технология, и конкретная практика работы педагогов. Проект предполагает поисковую, самостоятельную деятельность школьников. Проектное обучение раздвигает узкие рамки отдельных предметов, помогает учащимся получить комплексные знания.

Метод проектов с применением современных мультимедийных средств - это мощный инструмент в среднем образовании, хорош при исследовании свойств различных объектов. Ученики, освоившие программы типа Adobe Photoshop, Macromedia Flash, создают движущиеся модели динамических процессов.

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного школьником, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проекты учитель потом использует на своих уроках, или учащиеся защищают их в зачетную сессию. По ходу работы ученики могут применять компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы. Ученики получают, соответственно, оценки по двум предметам.

Если соединить идею проектов по заданию педагога с материалом, изученным учениками на уроках информатики, то можно решить эти проблемы. Причем переход к методу проектов можно выполнить постепенно, не заменяя сложившуюся систему традиционных методов обучения. А процесс освоения информатики как предмета изучения дополняется новыми элементами в организации самостоятельной работы ученика. Конечно, это означает дополнительную нагрузку на педагога, причем часто возникает психологический барьер, так как меняется (возрастает) роль обучаемого и необходимо руководить процессом самообучения. Но есть много положительных моментов, облегчающих работу учителя информатики. Те этапы решения задач, которые мы разбираем на уроках по программированию (на компьютерной практике), - это элементы метода проектов, которые заключаются в решении учащимися формализованной задачи. В каждом проекте выделяются следующие основные этапы: постановка задачи, моделирование (выделение объективных законов и использование математического аппарата), вычислительный эксперимент (составление алгоритма, написание и отладка программы), анализ полученных результатов, обратная связь.

Соответственно, учебный проект - это форма работы по конкретной проблеме. Ученику ставится цель, вместе выбираются методы работы с элементами поиска и творчества. Работа над проектом должна проходить в то же время, когда ученики изучают соответствующую ему учебную тему, нужно стараться подобрать такое задание, чтобы обучение ориентировалось на интересы и потребности учеников и основывалось на их личном опыте. Работая индивидуально или в группе, при поддержке учителя, ребята должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить свои действия, естественно, понимая цель проекта.

Вот как выглядит работа над одним из заданий по теме "Создание web-сайта" на уроках информатики в X классе.

Ученики отыскивают нужную текстовую информацию в своих тетрадях или в компьютере. Над сложными или объемными проектами ("Устройство ПК", "Кодирование информации") работает группа. Для отображения динамических процессов используется Photoshop и создается gif-анимация. К этой части особые требования: анимация должна отражать какой-либо аспект информационного процесса в компьютере. Как вариант можно при изучении темы анимации в Photoshop давать учащимся соответствующие задания и сохранять их файлы. От урока к уроку учащиеся наполняют свой HTML-файл содержимым. После нескольких уроков можно подводить промежуточные итоги, при этом желательно выводить файлы через проектор на большой экран, чтобы обсудить достижения и провести анализ недостатков всем классом. Необходимо работать над проектами, совершенствуя их. Предпоследний этап - соединение всех страниц в один сайт гиперссылками; последний этап - демонстрация сайта на экране всему классу и выставление оценок. Можно создать экспертную группу из сильных учащихся, которая будет оценивать работу в баллах. Интересно наблюдать за учениками, анализирующими и сравнивающими свои работы по данной теме с работами других классов. Оформление и защита проектов позволяют определить степень овладения учащимися изучаемым материалом.

Задание по проектам для таких сложных тем, как "Кодирование графической и звуковой информации", "Логические основы ПК", нужно давать ученикам X-XI классов, имеющим навыки работы с Macromedia Flash и другими подобными программами. То, что в проект можно добавить аудио - и видеофайлы, только радует учеников. Их творческие способности в таком варианте могут проявиться в полной мере, это еще одна возможность открыть грань таланта ребенка - ведь не все умеют рисовать или составлять программы. Проекты являются методом комплексного изучения той или иной темы, к которой привлекается внимание учащихся и создается интерес. Наблюдается положительный эффект - материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается немного по-другому .

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...

Значение межпредметных связей в процессе обучения умственно отсталых школьников
«Межпредметные связи» - новая и важная рубрика для начального курса географии. Наибольший объем материала для нее представляют курсы математики, естествознания, развития речи и чтения, ручного труда, рисования, социально-бытовой ориентации» Для установления межпредметных связей проводится отбор сод ...

Методы и приемы развития умений неподготовленной речи в малых группах
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях. Все этапы речепроизводства, от внутренн ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru