Задачи дидактики на современном этапе

Педагогика сегодня » Дидактика как теория образования и обучения » Задачи дидактики на современном этапе

Страница 1

Существуют большие потенциальные "возможности развития и воспитания учащихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одна из важнейших проблем теории обучения состоит в том, чтобы раскрыть пути и методы реализации этих возможностей.

Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности, воспитание трудолюбия, желания учиться, формирование познавательной активности и самостоятельности, совершенствование личности, последовательность, систематичность учебного материала — основные направления развития дидактики.

Большое значение для развития теории обучения имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду". В нем сосредоточивается внимание на улучшении трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся в современных условиях общественного производства и научно-технического прогресса, на необходимости глубокого усвоения знаний основ наук и овладения трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве. Ставится задача неуклонное повышения эффективности и качества учебной работы, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов и навыков самостоятельной работы учащихся. Одна из задач дидактики состоит в активизации общего развития младших школьников, в создании специальных условий для повышения общеобразовательного уровня развития. Большое значение здесь имеют непосредственные наблюдения явлений природы, детские сочинения, опора на личный опыт детей, последовательная логика подбора и изложения учебного материала. Другая задача заключается в поисках возможностей сближения содержания учебных предметов с современной наукой. Исследователями (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) в процессе эксперимента в школе доказана возможность повышения уровня теоретических знаний младших школьников, более глубокого формирования у них абстрактного мышления.

Некоторые педагоги и психологи предлагают для успешного овладения учебным материалом использовать теорию поэтапного овладения умственными действиями (П. Я- Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.). Прежде всего нужно, чтобы учащиеся ясно и отчетливо осознавали мыслительную задачу. Затем следует этап предметных (материализованных) действий, т. е. когда мыслительная деятельность совершается в основном с помощью специально подобранных предметов или их заменяющих рисунков, схем, чертежей и т. п. (например, ребенок, считая, передвигает кубики).

На следующем этапе умственные действия школьников становятся теоретическими, однако протекают обязательно с опорой на внешнюю ситуацию. Например, ученик, выучивая материал, проговаривает про себя с помощью речедвигательных реакций или вслух ход своих мыслей. Он может также, рассуждая теоретически, обращаться к наглядным пособиям, текстам и другим материальным учебным объектам.

Высшим этапом умственной деятельности считается такое мышление, когда умственные действия совершаются во внутреннем плане, без опоры на внешнюю деятельность. Это теоретическое мышление. Такая последовательность умственных действий и рассуждений может быть использована как один из путей реализации возрастных возможностей усвоения знаний.

Перспективным подходом к совершенствованию учебного процесса является формирование проблемных ситуаций и задач в сознании учащихся, поиск самостоятельных решений, усиление внимания к познавательной активности учащихся как фактору успешного овладения знаниями и умственного развития (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.).

Реализация возможностей умственного развития и достижения доступности обучения заключаются также в связи содержания и методов учебного процесса с чувственным опытом ребенка, с механизмами чувственного познания (И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский, С. П. Баранов и др.). Успешность обучения во многом зависит от путей и форм связи учебного материала с предметами, явлениями окружающей ребенка действительности, с его личным опытом. Управление чувственным познанием школьников делает "Обучение более глубоким, содержательным и доступным.

Современной задачей дидактики является разработка дидактических основ применения Технических средств в обучении (Н. М. Шахмаев и др.). В настоящее время школы оснащаются современными техническими средствами и оборудованием. Однако не всегда учитель знает, как правильно их использовать. Педагогическое обоснование разумного применения технических средств повышает результативность учебного процесса.

В настоящее время разрабатываются вопросы программирования отдельных тем и разделов учебного материала (Т. А. Ильина, Н. Ф. Талызина, В. П. Беспалько и др.). Программированные тексты, материалы, учебные пособия создают дополнительные благоприятные условия для усвоения знаний и формирования навыков самостоятельной работы.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Принцип развития, как эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта
Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупрежд ...

Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор ме ...

Методы исследования физического развития
Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и антропометрия. Антропометрия. Основными антропометрическими показателями физического развития является длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и мышечная сила. При проведении антропометрических ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru