Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьников. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное здоровье и в большей степени на успешное обучение детей в период образовательного процесса в школе. В охране психического здоровья подрастающего поколения ведущая роль принадлежит психогигиене учебных занятий, поскольку на протяжении одиннадцати лет учёба составляет основное содержание жизни детей и подростков, а кроме того на эти годы приходятся те периоды, которые принято называть критическими, когда растущий организм особенно реактивен и подвержен невротизирующим влияниям.
Среди множества причин неуспеваемости школьников наиболее, на мой взгляд, значимых являются стрессы, получаемые детьми из-за неподготовленности к школе, учебные перегрузки, авторитарная педагогика и экзамены.
Одним из важных факторов, определяющим не только успешность обучения ребёнка, поступающего в школу, но и нервно-психическое благополучие, является соответствие требований, предъявляемых учебными занятиями и всем режимом школы, возможностям, степени зрелости детей.
Установлено, что большая часть функционально неготовых, «незрелых» учащихся не адаптируются к школе на протяжении всего первого класса. У них уже в начале учебного года отмечается значительная потеря массы тела, неудовлетворительные реакции сердечнососудистой системы, гораздо более выражена степень утомления, астенические реакции после учебных занятий. Эти дети чаще болеют, имеют низкую школьную успеваемость.
Исследования Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской Академии медицинских наук показали, что дети, не достигшие к началу обучения необходимой школьной «зрелости», либо не справляются с требованиями учебной программы, либо выполняют их ценой снижения уровня здоровья.
Сегодня проблема «школьной зрелости» вновь актуальна. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением функциональных возможностей, с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. В настоящее время более половины, а в сельских поселках все будущие первоклассники не пользуются услугами дошкольных образовательных учреждений. Данные НИИ гигиены и охране здоровья детей и подростков РАМН показали, что среди детей 6–7 лет свыше 40% являются «школьно незрелыми», что в 3 раза больше, чем в 70-е годы и в 2 раза, чем в 80-е годы. Причём среди мальчиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48.6% против 28.6%). Несмотря на существующее требование об обязательном тестировании уровня школьной зрелости поступающих в первый класс детей, оно редко где проводится. Между тем с каждым годом в школу приходит всё больше шести и даже пятилетних детей.
Новое в образовании:
Содержание работы по воспитанию гражданственности на примере города
Егорьевска
Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою ма ...
Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии
Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить – и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях. Бумага рас ...
Парадигмальные изменения в образовании как социальное
явление и педагогический феномен
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной ...