Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Педагогика сегодня » Обучение как фактор развития личности » Учение и учебная деятельность как составляющие обучения

Страница 8

Наиболее значимый компонент учебной деятельности – учебные задачи. Они представляют собой определенные учебные задания, сформулированные учителем и позволяющие ученику понять, какие действия следует совершать с учебным материалом. Однако до момента выполнения действия ученик должен осознать цель, ради которой будут производиться эти действия, и условия, в которых они будут совершаться. Следовательно, учебная задача определяется соотношением цели и условий учебной деятельности.

В учебной задаче дается лишь часть информации о каком-либо объекте, явлении, процессе, а другая остается неизвестной. Ее следует найти на основе решения. В структуру учебной, как и любой другой, задачи входят предмет задачи («данное», «известное») и требования задачи («искомое», «неизвестное»). Предметное содержание задачи следует рассматривать как условие, а требуемое решение как вопрос, на который необходимо найти ответ. Вопросы в полной мере должны быть понятны и учителю, и ученику. Они усложняются по мере получения на них правильных ответов. В ситуациях затруднений вопросы могут быть переформулированы и даже упрощены, но вместе с тем они должны быть направлены на раскрытие сущности изучаемого учебного материала.

Одной из основных особенностей задач является их направленность на субъекта, поскольку решение задач – есть средство его изменения за счет усвоения определенных способов действий.

В своей совокупности учебные задачи образуют логическую систему, задаваемую базовыми понятиями того или иного учебного предмета. В этой системе имеются как общие задачи, направленные на усвоение сущностных характеристик изучаемых явлений, процессов и обобщенных способов выполнения действий, так и частные, связанные с усвоением отдельных понятий, представлений, умений и навыков.

Процесс решения учебных задач включает следующие этапы: постановка задачи и ее осмысление учеником; поиск вариантов решения задачи; анализ решения и оценка полученного результата.

Решение учебных задач осуществляется с помощью совокупности учебных действий, являющихся единицами учебной деятельности. Действия – это «процесс, мотив которого не совпадает с его предметом (т.е. с тем, на что оно направлено)», но включен в

совершаемую деятельность.

При этом «предмет действия есть не что иное, как его сознаваемая непосредственная цель».

По своему характеру учебные действия подразделяются на действия целеполагания, моделирующие, исполнительские, преобразующие, контролирующие и оценивающие. Названные действия соотносятся с этапами осуществления учебной деятельности. Так, действие целеполагания связано с осознанием цели решения учебных задач. Именно с этого действия начинается любая, в том числе и учебная, деятельность. Моделирующие действия связаны с построением плана поиска решения задачи. Исполнительские действия – вербальные и невербальные, формализованные и неформализованные предметные действия, с помощью которых реализуется внутренний план (целеполагание и программирование). Преобразующие действия направлены как на изменение условий учебной задачи, так и на корректировку, уточнение плана ее решения.

Особое место в структуре учебной деятельности занимают контролирующие и оценивающие действия. Их значимость обусловлена тем, что с помощью этих действий происходит переход внешнего действия во внутренний план, т.е. действия контроля и оценки учителя преобразуются в действия самоконтроля и самооценки ученика. Такой переход становится реальным благодаря вопросам учителя, которые задают общую программу контроля, являющегося основой самоконтроля.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Понятие о формах организации педагогического процесса
Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах педагогической литературы. И это не случайно. Четкого определения в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "фо ...

Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда
Цель нашего исследования – выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты проведённого нами социологического обследования. Анкетным опросом было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда. В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебно ...

Педагогическая поддержка семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистичес ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru