Процессуальная характеристика учения была представлена И. Лингартом, который выделил четыре фазы его осуществления в ходе обучения:
– на основе психического отражения объекта у субъекта возникает образ объекта: учитель в наглядной форме представляет ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс учения;
– психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование ходов решения и их тренировка с помощью учителя;
– то, что субъект освоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; идет закрепление и проверка знаний;
– синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.
Учение как субъектная характеристика обучения реализуется при организации последнего в форме учебной деятельности. Она представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем (преподавателем), на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. «Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».
Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам.
Учебная деятельность, таким образом, имеет своей целью развитие личности самого обучаемого путем присвоения им духовных ценностей. Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:
– она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
– в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;
– овладение общими способами действий, программами действий, предваряющих решение задач;
– удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;
– приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
Учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметное содержание, средства и способы, продукт или результат. Однако в учебной деятельности они специфичны.
Цель учебной деятельности, т.е. ожидаемый ее продукт, заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в развитии самого человека, усваивающего знания. Такая цель требует постановки личностных и познавательных задач, решение которых связано с нахождением обучающегося в позиции субъекта учебной деятельности.
Новое в образовании:
Методические рекомендации по декоративному рисованию
Основные направления работы с детьми. Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: уметь видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формировать потребности в прекрасном. Второе ...
В. Осеева. Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - а мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - что же ты про ...
Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...