Процессуальная характеристика учения была представлена И. Лингартом, который выделил четыре фазы его осуществления в ходе обучения:
– на основе психического отражения объекта у субъекта возникает образ объекта: учитель в наглядной форме представляет ученику учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы он понял их смысл, и тем самым как бы вводит ученика в предстоящий процесс учения;
– психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат: идет активное формирование ходов решения и их тренировка с помощью учителя;
– то, что субъект освоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; идет закрепление и проверка знаний;
– синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.
Учение как субъектная характеристика обучения реализуется при организации последнего в форме учебной деятельности. Она представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем (преподавателем), на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. «Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».
Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам.
Учебная деятельность, таким образом, имеет своей целью развитие личности самого обучаемого путем присвоения им духовных ценностей. Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:
– она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
– в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;
– овладение общими способами действий, программами действий, предваряющих решение задач;
– удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;
– приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.
Учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметное содержание, средства и способы, продукт или результат. Однако в учебной деятельности они специфичны.
Цель учебной деятельности, т.е. ожидаемый ее продукт, заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в развитии самого человека, усваивающего знания. Такая цель требует постановки личностных и познавательных задач, решение которых связано с нахождением обучающегося в позиции субъекта учебной деятельности.
Новое в образовании:
Характеристика технологического процесса производственной
среды в плане экологии
Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. В процессе хозяйственной деятельности человек оказывает влияние на весь ход природных процессов. Добывая полезные ископаемые, сжигая топливо, он изымает вещества из природной среды. ...
Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом н ...
Теоретические основы преподавания
информатики в общеобразовательной школе
На сегодняшний день многие положения общеобразовательного курса информатики вполне определены. Большинство авторов полагают, что информатика не сводится к computer science, а является фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, которая изучает закономерности протекания информационных процессов ...