В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных:
L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования:
оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения;
эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени;
необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого;
ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.
Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16-факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования:
познавательные;
мотивационные.
T-данные (Objective test data) – данные объективных тестов. По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов:
тесты способностей;
тесты умений и навыков;
тесты на восприятие;
опросники;
мнения;
эстетические тесты;
проективные тесты;
ситуационные тесты;
игры, в которых наиболее полно проявляются люди;
физиологические тесты;
физические тесты (антропометрические);
случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест.
Стандартизированные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Кроме того, стандартизированные методы лучше защищены от возможных методических ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально подготовленных психодиагностов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требуют гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним.
компьютерных тест педагогический диагностика
Новое в образовании:
Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность»,
«профессионализм»
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, овладения компетенциями, постоянного повышения своей профессиональной компетентности, профессионализма. Прак ...
Концептуальные основы формирования компетенций и становления
технологической компетентности
В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу. П ...
Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...