Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.[Харламов, 2003: 53]
Абстрактный слой морали отражается в понятии "нравственной ценности". Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.
В педагогической классификации общечеловеческие ценности выступают как детерминанты учебно-воспитательного процесса, как системообразующие линии воспитательной работы в образовательных учреждениях. Для обозначения предметов и их свойств, как объектов потребностей ребенка, традиционно употребляется понятие "благо". В этом понятии отражается нечто полезное, а в понятии "ценность" - смысл того, что эти качества в благах люди ценят и реализуют в практической деятельности. В связи с этим ценности можно подразделить на предметные (природные) и социально-культурные явления, актуальные и потенциальные предметы человеческой деятельности, субъективные критерии, образцы, социальные стандарты, которые выступают основаниями оценок и закрепляются в общественном сознании как идеи, идеалы, принципы, цели деятельности и служат её ориентациями.
Ценности приобретают личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы, как идеал человеческой деятельности, как свойство объекта, удовлетворяющего потребность и т.д. Именно ценностные смыслы определяют позиции личности, её цели и содержание жизнедеятельности. Приобретение ребенком осознаваемых смыслов, позволяет ему изменять свой облик, продвигаться в личностном саморазвитии и самосовершенствовании.
Ценности формируются в процессе переживания и осознания младшим школьником значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие.
Становление системы ценностей — это последовательный и длительный процесс, при котором ценности подвергаются метаморфозам, проходят определённые состояния: из непосредственных в опосредованные, из непроизвольных в произвольные, из неосознаваемых в сознательные, что в свою очередь предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, методикам, но и к логике образовательного процесса.
Нравственность состоит в осознании выполняемых личностью тех или иных моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности следовать им в каждый данный момент своей жизни и деятельности. Нравственность есть усвоенная и принятая личностью мораль.
Нравственность определяется сферой поступков по отношению к другим людям, отражая практически - деятельностную позицию человека. При этом нравственность не является врожденным свойством, к нравственности ребенок приобщается в процессе своего развития, в ходе своего общения с людьми. Чем раньше начнется приобщение ребенка к нравственным ценностям, тем прочнее они укрепятся как черты личности, составляя моральный облик человека.
Нравственность младшего школьника - это совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением моральных норм и требований. Правила и требования морали только тогда станут нравственными характеристиками, когда они начнут проявляться в поведении и неуклонно соблюдаться.
Новое в образовании:
Социальные механизмы влияния
коллектива на развитие лидерских качеств подростков
Анализ феномена лидерства необходимо проводить только в реально действующей группе, поскольку лидерство как феномен проявляется только в малой группе. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономн ...
Математические шифры
Занятие по математическим шифрам проводится в виде игры – исторического путешествия (примерное содержание в приложении 14). В начале занятия кратко о шифрах рассказывает учитель, а затем слово предоставляется учащимся. Участники кружка рассказывают о разных шифрах, придуманных в разных странах (Афи ...
Анализ эффективности экспериментальной
дидактической системы технологического образования студентов
Исследование эффективности экспериментальной дидактической системы осуществлялось с помощью использования методов наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, обобщения независимых характеристик, тестирования, рейтинговых оценок, путем непосредственного изучения педагогического опыта. Получ ...