Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»

Педагогика сегодня » Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста » Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»

Страница 2

Нравственный человек, тот, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, не имеющие ничего общего с механическим подчинением, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями. Это то, как ведет себя ученик в отсутствии других людей, когда не испытывает контроля извне. Выработка таких взглядов, убеждений и соответствующих им привычек составляет цель нравственного воспитания.

Выделение нравственности как образующего личность начала правомерно, поскольку человек всегда оценивается с точки зрения морали, ценностей, норм и эталонов, принятых в социуме. Так, И.С. Якиманская видит важнейшей целью воспитания ориентацию школьника, прежде всего, «на ценности, чем на конечные цели (главным становится вопрос «каким быть», а не «кем быть»)».

Успешность воспитательного процесса зависит от многих психолого-педагогических факторов, но в первую очередь от мотивации воспитанников.

Нравственные ценности – высшие ценности человека, главными категориями их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые.

Общей категорией для обозначения нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Нравственные ценности являются генетически производными от ценностей общества и выступают как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам, соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании себя свободной, совестливой и ответственной личностью.

Следует подчеркнуть, что обогащение мира нравственных ценностей является нравственное совершенствование личности.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Разработка методических рекомендаций по повышению работы в направлении темы
Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» изучается в рамках дисциплины «Производственное обучение». Данная тема актуальна по тому, что это наиболее применяемая операция при токарных работах и без ее изучения не возможно далее изучать токарное дело и работать ни с одной токарной операци ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru