Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 1

В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деятельности, он выступал против его подмены ремесленной выучкой, с одной стороны, и одностороннего словесного интеллектуализма, с другой. Русский мануализм был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности. К. Ю. Цируль отдавал приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, видел в нем «важнейшее орудие формального развития», понимая под этим пробуждение любви и потребности в труде, овладение общетрудовыми умениями, «азбукой физического труда», развитие самостоятельности, организованности, точности, прилежания, внимательности, художественного вкуса и т. п.

Указывал на его профориентационную функцию как «твердую основу промышленного, ремесленного и ремесленно-художественного образования всего народа».

Деятельность К. Ю. Цируля и его сподвижников (Н. В. Касаткин, И. К. Каррель, Е. К. Соломин, В. И. Фармаковский, П. Н. Христианович и др.) способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введен в учебных заведениях России (учительских институтах, учительских семинариях, городских и сельских училищах). Было подготовлено свыше 2 тыс. учителей ручного труда (1910 г.).

Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами, усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах – главным образом сельскохозяйственный труд.

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927 г.) цели «политехнического воспитания» и введения труда в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространенных производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплетное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

Однако, эти новые программы выполнялись недостаточно. В первой половине 30-х гг. трудовое обучение в школе стало свертываться. Ослабевали связи между школами и предприятиями. Учеников все меньше привлекали к труду на производстве, а предприятия все реже помогали школам в оборудовании мастерских. Время на трудовое обучение было сокращено сначала до 4, а затем до 2 часов в неделю.

В 1937 г. трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 г. вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности.

Подъем общественно-трудовой активности школьников проявился в годы Великой Отечественной войны. Школьники заботились о семьях воинов, делали подарки для фронта, собирали металлолом, теплые вещи, ремонтировали школы, заготовляли дрова для школы, участвовали в строительстве оборонительных сооружений. При многих средних школах были организованы столярные, швейные, слесарные, электротехнические, сапожные мастерские. Особенно большая работа была проделана учащимися в сельском хозяйстве. В сельских школах был введен в V–Х классах курс «Основы сельского хозяйства».

После окончания войны, мастерские в школах были постепенно ликвидированы. Сохранилось лишь участие школьников в ремонте школьных зданий, озеленении школьных дворов, городов и поселков, в осуществлении радиофикации школ, в ремонте книг, в сборе металлолома и лекарственных растений, в работе по устройству спортивных площадок, по моделированию и изготовлению некоторых приборов. Все эти работы имели, как правило, эпизодический характер не были связаны с учебным планом школы.

Почти прекратилась в этот период научная разработка проблем политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом.

Проблема политехнизации школы вновь была поставлена лишь в 1952 г. Усилилось внимание к созданию и оснащению специальных кабинетов, мастерских и лабораторий как непосредственно в школах, так и на базовых предприятиях. Стали получать распространение межшкольные учебно-производственные цехи и комбинаты. Предприятия, колхозы, совхозы, учреждения культуры выделяли преподавателей и инструкторов производственного обучения из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических работников и других специалистов и рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Общее представление о познавательных процессах
Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая с ...

Влияние факторов времени
Мы использовали способ, разработанный Ворониной Галиной Анатольевной, кандидата педагогических наук, и апробированных нами в процессе педагогической работы. Нами были исследованы учащиеся 6 класса 2005–2006 учебного года, и этот же класс, но уже семиклассники 2006–2007 учебного года на фактор влиян ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru