Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 1

В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деятельности, он выступал против его подмены ремесленной выучкой, с одной стороны, и одностороннего словесного интеллектуализма, с другой. Русский мануализм был первым шагом к идее деятельностного подхода в обучении, выявления и раскрепощения творческого потенциала личности. К. Ю. Цируль отдавал приоритет воспитывающей, развивающей функции ручного труда, видел в нем «важнейшее орудие формального развития», понимая под этим пробуждение любви и потребности в труде, овладение общетрудовыми умениями, «азбукой физического труда», развитие самостоятельности, организованности, точности, прилежания, внимательности, художественного вкуса и т. п.

Указывал на его профориентационную функцию как «твердую основу промышленного, ремесленного и ремесленно-художественного образования всего народа».

Деятельность К. Ю. Цируля и его сподвижников (Н. В. Касаткин, И. К. Каррель, Е. К. Соломин, В. И. Фармаковский, П. Н. Христианович и др.) способствовала тому, что ручной труд как общеобразовательный предмет был введен в учебных заведениях России (учительских институтах, учительских семинариях, городских и сельских училищах). Было подготовлено свыше 2 тыс. учителей ручного труда (1910 г.).

Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами, усвоение приемов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах – главным образом сельскохозяйственный труд.

В годы становления советской школы трудовое обучение вводилось в учебные планы, исходя из задач политехнического образования. В объяснительной записке к программе по труду (1927 г.) цели «политехнического воспитания» и введения труда в школе формулировались как «изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространенных производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации». В содержание программ входили переплетное дело, обработка древесины, металлов, электромонтаж, домоводство, сельскохозяйственный труд и т. д.

Однако, эти новые программы выполнялись недостаточно. В первой половине 30-х гг. трудовое обучение в школе стало свертываться. Ослабевали связи между школами и предприятиями. Учеников все меньше привлекали к труду на производстве, а предприятия все реже помогали школам в оборудовании мастерских. Время на трудовое обучение было сокращено сначала до 4, а затем до 2 часов в неделю.

В 1937 г. трудовое обучение в общеобразовательной школе было отменено, но в 1939 г. вновь был поставлен вопрос о подготовке школьников к практической деятельности.

Подъем общественно-трудовой активности школьников проявился в годы Великой Отечественной войны. Школьники заботились о семьях воинов, делали подарки для фронта, собирали металлолом, теплые вещи, ремонтировали школы, заготовляли дрова для школы, участвовали в строительстве оборонительных сооружений. При многих средних школах были организованы столярные, швейные, слесарные, электротехнические, сапожные мастерские. Особенно большая работа была проделана учащимися в сельском хозяйстве. В сельских школах был введен в V–Х классах курс «Основы сельского хозяйства».

После окончания войны, мастерские в школах были постепенно ликвидированы. Сохранилось лишь участие школьников в ремонте школьных зданий, озеленении школьных дворов, городов и поселков, в осуществлении радиофикации школ, в ремонте книг, в сборе металлолома и лекарственных растений, в работе по устройству спортивных площадок, по моделированию и изготовлению некоторых приборов. Все эти работы имели, как правило, эпизодический характер не были связаны с учебным планом школы.

Почти прекратилась в этот период научная разработка проблем политехнического образования и соединения обучения с производительным трудом.

Проблема политехнизации школы вновь была поставлена лишь в 1952 г. Усилилось внимание к созданию и оснащению специальных кабинетов, мастерских и лабораторий как непосредственно в школах, так и на базовых предприятиях. Стали получать распространение межшкольные учебно-производственные цехи и комбинаты. Предприятия, колхозы, совхозы, учреждения культуры выделяли преподавателей и инструкторов производственного обучения из числа наиболее квалифицированных инженерно-технических работников и других специалистов и рабочих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...

Высшее образование, «длинный» цикл
В развитых странах практически завершено внедрение трехступенчатой модели организации стационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менее самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения. Каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образован ...

Урок — основная форма организации педагогического процесса
С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru