Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 5

Изменяется система ценностей общества, ориентации и приоритеты большинства людей в условиях рынка искусственно направляются, смещаются под внешним влиянием средств массовой информации в область бизнеса, предпринимательства: личное благополучие, эгоцентризм, возможность быстро разбогатеть заслоняют непреходящие духовные, культурные ценности, вытесняют из сознания молодых людей роль и значение труда и трудовой культуры, научных знаний,, компетентности, профессионализма, без которых нельзя реформировать и развивать экономику, науку, образование.

Без полноценной трудовой подготовки у подрастающего поколения проявляются негативные черты: ничегонеделание, невежество, потребительские и иждивенческие тенденции, стремление к праздности. Становление активной жизненной позиции молодого человека заменяется узкопрагматическими целями поиска любой возможности больше заработать, что, конечно, не содействует интеллектуальному развитию молодежи, росту ее духовности, общей культуры, расширению кругозора.

Наблюдается и явный недостаток общетрудовой технологической подготовки учителя технологии. Слабо осуществляется взаимодействие всех кафедр педвузов в преодолении этих недостатков, отсутствует компетентное управление этим процессом, не используется в полной мере значительный потенциал всех учебных дисциплин для улучшения трудовой подготовки учителя. Сокращается учебное время, отводимое на трудовую подготовку студентов, нуждается в устранении все более возрастающий дефицит материальной базы и учебной литературы по данному вопросу.

Студенты слабо приобщаются к техническому, сельскохозяйственному, бытовому, общественно полезному труду, к конструкторской, творческой деятельности. Занятия по методике трудового обучения проводятся на низком уровне. Не уделяется внимание в учебно-воспитательном процессе реализации мотивационно-ценностных, информационно-содержательных, практико-ориентированных технологий подготовки учителя к трудовому воспитанию школьников, формирование их профессиональных компетенций.

Все это не позволяет успешно осуществлять трудовую и технологическую подготовку учащихся, формировать у них социально значимую созидательную мотивационно-ценностную ориентацию, мировоззренческие приоритеты трудового образа жизни, не содействует обеспечению органической связи преподавания всех учебных дисциплин, в частности технологической подготовки детей, с их социализацией.

В этой связи возрастают требования к учителю вообще и к учителю технологии в частности.

Бесспорно, что педагог сам должен быть яркой личностью, владеющей творческой профессиональной деятельностью, должен быть вооружен современными педагогическими компетенциями. Он призван обеспечить перевод педагогического процесса на более высокий уровень эффективности, наукоемкости, оптимальности, инструментальности, гуманистической направленности, переход от массово-репродуктивных к личностно ориентированным творческим педагогическим технологиям.

Следовательно, проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, личностного облика, сформированности компетенций и компетентности.

Завершая обзор состояния технического (трудового, технологического) обучения в школах разных стран, необходимо отметить, что отношение общества к трудовой и профессиональной подготовке выпускников школ значительно изменилось.

Изучение материалов международных сравнительных исследований с целью анализа трудовой и профессиональной подготовки в 22 странах мира показало, что все страны можно разделить на две группы:

– в первую группу входят страны, в которых учащиеся старших классов не разделяются по направлениям обучения. Все учащиеся заканчивают старшую среднюю школу, внутри которой имеется разделение на профили. К этой группе относятся 7 стран: Австралия, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Южная Африка;

– во вторую группу вошли страны, в которых обучение ведется по нескольким направлениям (профессиональное, гуманитарное, общеобразовательное и техническое). К этой группе относятся такие страны, как: Австрия (высшая, средняя техническая, профессиональная, политехническая старшая средняя школа), Венгрия (профессиональная школа, ремесленные школы), Германия (реальная школа среднего уровня, начальная профессиональная школа, профессиональная школа, гимназия), Греция (старшая средняя школа, профессиональные и технические лицеи, лицеи естественнонаучного, инженерного, медицинского, гуманитарного и направления социальных наук), Дания (общеобразовательная средняя школа, профессиональное образование), Израиль (технические и профессиональные школы, сельскохозяйственное направление), Италия (технические школы, профессиональное и классическое образование), Кипр (лицей, средняя школа, технические школы), Латвия (средняя школа, профессиональное образование), Литва (гимназия, средняя школа, профессиональное образование), Нидерланды (старшая общеобразовательная и профессиональная средняя школы, подготовка к поступлению в университеты, ремесленные школы), Норвегия (общеобразовательные и профессиональные школы), Словения (гимназии, технические и профессиональные школы), Франция (общеобразовательная и техническая школы, различные направления гимназий и лицеев), Чешская Республика (Гимназия,) техническая и профессиональная школы), Швейцария (гимназия общеобразовательная и профессиональная школы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Организация обмена данными. Редактирование текста
Цель: Формировать навыки простейшего редактирования текста: вставка и удаление слов, удаление лишних символов, напечатание недостающих символов, вставка и удаление пустых строк, копирование и вставка слов. Ход урока Организационный момент. Повторение пройденного. Каково основное назначение текстово ...

Высшее образование «длинного» цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более поло ...

Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru