Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 2

В 1958–65 гг. в учебный план было введено в 9–11 классах производственное обучение, предполагавшее овладение каждым учащимся определенной профессией.

В школах с производственным обучением было найдено немало весьма перспективных форм и методов воспитания ответственности и самостоятельности у старших школьников. Речь идет, прежде всего, об ученических производственных бригадах. Этим же целям служили различные формы самоуправления учащихся (советы бригадиров, штабы производственного обучения и др.). На многих предприятиях регулярно привлекали школьников к работе производственных совещаний цеха, проводились встречи учащихся с лучшими производственниками. Получила значительное распространение практика шефства производственных коллективов над школьными классами. Традиционными стали во многих школах торжественные мероприятия в первый день труда на предприятии и по окончании производственного обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в 1959–1964 гг. не нашли себе применения некоторые весьма ценные начинания прошлых лет. Например, были ликвидированы почти все трудовые лагеря для работы городских школьников в сельском хозяйстве. Во многих школах в связи с созданием специальных кабинетов, нужных для обучения по той или иной профессии, ликвидировались хорошо оснащенные кабинеты машиноведения, электротехники и автодела.

Серьезные недостатки выявились и в воспитательной работе, обусловленные прежде всего недостатками в организации самого производственного обучения и производительного труда школьников: отсутствие во многих школах самостоятельного рабочего места, перебои с предоставлением материалов и инструмента, перегрузка однообразным и потому утомительным трудом и т. п.

В конце 60-х гг. на трудовое обучение отводилось 2 ч. в неделю в каждом классе. В 1–3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базы; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цеха.

В 1977 г. было увеличено время на трудовое обучение в 9–10-х классах (до 4 ч. в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в т. ч. электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих – приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производственные бригады и т. п.

К 1994 г. разработаны различные варианты трудового обучения. Оно осуществляется с учетом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг.

Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики научной организации труда на производстве, с применением электронно-вычислительной техники, формированию у школьников современного экономического мышления.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию труда для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

Современная трудовая подготовка российских школьников строится на основе политехнизации образования, осуществления преемственности общеобразовательной и профессиональной школы, интеграции системы непрерывного образования с производством и наукой.

Трудовая подготовка российских школьников представляет собой открытую систему, состоящую из следующих основных элементов: учебный труд, трудовое (технологическое) обучение; начальное профессиональное обучение; общественно полезная деятельность; научно-техническое и прикладное художественное творчество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Стилизация творческого источника в современном костюме
Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус, изобретательность и мастерство. Безусловно, это стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым по на ...

Принципы работы интерактивных досок. Телеконференции
Как правило, большинство так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно ...

Обобщение теоретических сведений и методические особенности планирования по его задачи « методические приемы производственного обучения»
Н.И. Макиенко в учебнике «Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования» делает вывод о том, что под методами обучения следует понимать упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося при помощи которых достигается прочное овладение знаниями ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru