Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 2

В 1958–65 гг. в учебный план было введено в 9–11 классах производственное обучение, предполагавшее овладение каждым учащимся определенной профессией.

В школах с производственным обучением было найдено немало весьма перспективных форм и методов воспитания ответственности и самостоятельности у старших школьников. Речь идет, прежде всего, об ученических производственных бригадах. Этим же целям служили различные формы самоуправления учащихся (советы бригадиров, штабы производственного обучения и др.). На многих предприятиях регулярно привлекали школьников к работе производственных совещаний цеха, проводились встречи учащихся с лучшими производственниками. Получила значительное распространение практика шефства производственных коллективов над школьными классами. Традиционными стали во многих школах торжественные мероприятия в первый день труда на предприятии и по окончании производственного обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в 1959–1964 гг. не нашли себе применения некоторые весьма ценные начинания прошлых лет. Например, были ликвидированы почти все трудовые лагеря для работы городских школьников в сельском хозяйстве. Во многих школах в связи с созданием специальных кабинетов, нужных для обучения по той или иной профессии, ликвидировались хорошо оснащенные кабинеты машиноведения, электротехники и автодела.

Серьезные недостатки выявились и в воспитательной работе, обусловленные прежде всего недостатками в организации самого производственного обучения и производительного труда школьников: отсутствие во многих школах самостоятельного рабочего места, перебои с предоставлением материалов и инструмента, перегрузка однообразным и потому утомительным трудом и т. п.

В конце 60-х гг. на трудовое обучение отводилось 2 ч. в неделю в каждом классе. В 1–3-х классах занятия проводились по единой для всех школ программе (элементы технического, обслуживающего и сельскохозяйственного труда). Для средних и старших классов было разработано несколько вариантов программ, что преследовало две цели: дать возможность школам строить трудовое обучение в соответствии с производственным окружением и имеющейся материальной базы; учитывать интересы учащихся и возможность их включения в трудовую деятельность на местных предприятиях. В старших классах трудовое обучение организовывалось преимущественно в форме трудовых политехнических практикумов в условиях школы. Использовалась и производственная база, в первую очередь межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и учебные цеха.

В 1977 г. было увеличено время на трудовое обучение в 9–10-х классах (до 4 ч. в неделю), в его основу было положено свыше 20 профилей трудового обучения, в т. ч. электротехника, радиоэлектроника, металлообработка, деревообработка, основы строительного дела, машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание и др. Обучение по каждому из профилей предусматривало активное привлечение учащихся к производительному труду, а для желающих – приобретение массовой профессии; дальнейшее развитие получили УПК, ученические производственные бригады и т. п.

К 1994 г. разработаны различные варианты трудового обучения. Оно осуществляется с учетом социально-экономических преобразований, начавшихся в 90-х гг.

Уделяется внимание ознакомлению учащихся с вопросами эргономики научной организации труда на производстве, с применением электронно-вычислительной техники, формированию у школьников современного экономического мышления.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям, рынку труда и профессий стало уделяться внимание использованию труда для воспитания и самовоспитания предприимчивости, деловитости, профессиональной мобильности и т. п., усилилась экономическая подготовка учащихся в средней школе.

Современная трудовая подготовка российских школьников строится на основе политехнизации образования, осуществления преемственности общеобразовательной и профессиональной школы, интеграции системы непрерывного образования с производством и наукой.

Трудовая подготовка российских школьников представляет собой открытую систему, состоящую из следующих основных элементов: учебный труд, трудовое (технологическое) обучение; начальное профессиональное обучение; общественно полезная деятельность; научно-техническое и прикладное художественное творчество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...

Цветовая композиция
Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры п ...

Социально-психологические особенности детей
Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов: 1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис со ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru