Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельность исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.
Русские народные игры и потешки способствуют развитию интеллекта и речи. Малышам полезно напевать песенки, делая массаж каждому пальчику, загибать их, повторяя слова снова и снова. Слова напеваются ритмично, выполняя движения руками в такт песенке или стихотворению. Очень важно играть с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Скоро ребенок запомнит связь между словами и движениями и сам станет стараться повторять их со взрослыми.
Любое детское стихотворение может стать основой для пальчиковой игры.
Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. игры с пальчиками помогают развить в ребенке сообразительность, воображение, фантазию, усидчивость, память, внимание.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.
Уже годовалому крохе полезно играть со взрослыми в забавные и веселые игры. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все от игрушек до чисел и букв. Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Ребенку 2-3 лет нравятся игры с энергичными движениями рук – «забиваем гвозди», «пилим стол», «месим тесто».
Виды театра и способы их изготовления.
Существует много видов театра, используемых в дошкольном образовании, а также на группах раннего возраста.
Пальчиковый театр
Куклы для пальчикового театра можно связать или изготовить из старых перчаток. Для этого нужно аккуратно отрезать от перчатки пальчики и обметать нижний край каждого. Заготовки готовы. Теперь необходимо придать каждому пальчику облик конкретного персонажа. Для этой цели подойдут кусочки ткани, из которой изготавливают глазки, рот, нос, и надежно пришивают их к каждому пальчику. Для изготовления волос, бороды, усов можно использовать нитки различной толщины и цветов.
Все детали пришивайте крепко к заготовке, чтобы малыши не смогли их оторвать и проглотить. Не приклеивайте детали, не используйте мелкие предметы, которые дети могут оторвать и проглотить.
После просмотра сказки уберите кукол подальше от малышей, так как в этом возрасте дети все тянут в рот.
Перчаточный театр
Кукол для перчаточного театра можно изготовить самим. Для верхней части обычно используют съемные головки старых кукол или шьют из ткани и поролона. Туловищем и основой куклы служит перчатка, ее натягивают на руку, затем на указательный палец надевают головку куклы, и тогда большой и средний пальцы могут изображать руки персонажа.
Головку для куклы можно сшить следующим образом:
1. Берут тонкую картонную полоску шириной приблизительно 4см и длиной – 7см. Надевают на левую руку перчатку и оборачивают полоску вокруг указательного пальца левой руки. Соединяют два конца полоски так, чтобы полученная трубочка легко одевалась и снималась с пальца, но не болталась из стороны в сторону. Полученную трубочку обтягивают мягкой тонкой тканью так, чтобы один конец трубочки был полностью закрыт тканью.
Новое в образовании:
Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...
Содержание работы педагога с родителями в ДОУ
Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ро ...
Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...