Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 3

Принято выделять следующие аспекты трудовой подготовки: социально-экономический, психолого-педагогический, дидактический, медико-педагогический, организационно-управленческий (В. А. Поляков). В основе всех этих аспектов лежит воспитание трудового образа жизни. Труд рассматривается как средство жизнеобеспечения; как товар, который выносится на рынок труда; как средство самоопределения и самоутверждения для достижения определенного социального статуса; как полигон для проверки и развития своих способностей, выполнения профессиональных проб.

Основными задачами трудовой подготовки школьников являются:

– создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также с потребностями общества;

– подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

– развитие таких качеств личности как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность, порядочность;

– формирование профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

– включение учащихся в реальные производственно экономические отношения в процессе созидательной деятельности;

– воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, экономической, экологической, правовой и др.);

– создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.

Опыт России, направлен на современные преобразования в технологической подготовке школьников. Особое внимание уделяется ранней дифференциации трудового обучения в зависимости от интересов и склонностей учащихся; овладение ими общими способами трудовой деятельности в различных жизненных сферах (в производстве, домашнем хозяйстве, бизнесе, предпринимательстве и др.); повышению научно-технического уровня (изучение доступных высоких технологий, новой техники, использование ЭВМ, применению новых информационных технологий и т. п.); усиление творческой направленности.

Профильное обучение школьников в старших классах призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий и осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ. Оно осуществляется по свободному выбору учащихся и их родителей в специализированных классах в школах гуманитарного, физико-математического химико-биологического, технического, сельскохозяйственного, экономического и других профилей.

С 1993 г. в базисный учебный план российских общеобразовательных школ введен новый предмет «Технология». Этот предмет интегрирует прикладные знания основ наук, технике, технологические и производственно-экономические знания, раскрывает методы и средства их использования в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, в сервисе и других, областях производственной и непроизводственной деятельности человека.

В предмете «Технология» выделяются 10 основных разделов:

1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения;

2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии, использование ЭВМ в управлении технологическими процессами);

3. Информационные технологии;

4. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско дизайнерские работы);

5. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

6. Строительные, ремонтно-отделочные работы;

7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы конструирования;

8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение;

9. Производство и окружающая среда;

10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Необходимо отметить, что в течение всего периода обучения «Технологии» каждый школьник выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со 2 класса). Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям учащихся. При этом школьники участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции или услугах; оценке имеющихся технических возможностях и экономической целесообразности изготовлении изделий или выполнении услуг; в выдвижении идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции, ее осуществлении, оценки и возможности реализации существующей практики в российских общеобразовательных школах можно говорить о становлении культуросообразного подхода в технологическом образовании. Оно не ставит своей обязательной задачей усвоение учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у школьников общих способов организации проектной деятельности, основанной на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, механизмов, знакомит со способами определения потребностей людей и возможностями их удовлетворения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста
Физическое развитие – это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно – его роста и формирова ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru