Краткая история трудового и технологического обучения в России

Страница 3

Принято выделять следующие аспекты трудовой подготовки: социально-экономический, психолого-педагогический, дидактический, медико-педагогический, организационно-управленческий (В. А. Поляков). В основе всех этих аспектов лежит воспитание трудового образа жизни. Труд рассматривается как средство жизнеобеспечения; как товар, который выносится на рынок труда; как средство самоопределения и самоутверждения для достижения определенного социального статуса; как полигон для проверки и развития своих способностей, выполнения профессиональных проб.

Основными задачами трудовой подготовки школьников являются:

– создание оптимальных условий для развития личности каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности сообразно с его способностями, интересами, возможностями, а также с потребностями общества;

– подготовка к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

– развитие таких качеств личности как предприимчивость, самостоятельность, деловитость, ответственность, инициативность, стремление к разумному риску, честность, порядочность;

– формирование профессионализма (профессиональной компетентности) в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью;

– включение учащихся в реальные производственно экономические отношения в процессе созидательной деятельности;

– воспитание культуры личности во всех ее проявлениях (культуры труда, экономической, экологической, правовой и др.);

– создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления.

Опыт России, направлен на современные преобразования в технологической подготовке школьников. Особое внимание уделяется ранней дифференциации трудового обучения в зависимости от интересов и склонностей учащихся; овладение ими общими способами трудовой деятельности в различных жизненных сферах (в производстве, домашнем хозяйстве, бизнесе, предпринимательстве и др.); повышению научно-технического уровня (изучение доступных высоких технологий, новой техники, использование ЭВМ, применению новых информационных технологий и т. п.); усиление творческой направленности.

Профильное обучение школьников в старших классах призвано решать двуединую задачу: обеспечение профессиональных проб для самоопределения в мире профессий и осуществление подготовки к работе по определенной специальности для обеспечения социальной защиты выпускников школ. Оно осуществляется по свободному выбору учащихся и их родителей в специализированных классах в школах гуманитарного, физико-математического химико-биологического, технического, сельскохозяйственного, экономического и других профилей.

С 1993 г. в базисный учебный план российских общеобразовательных школ введен новый предмет «Технология». Этот предмет интегрирует прикладные знания основ наук, технике, технологические и производственно-экономические знания, раскрывает методы и средства их использования в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте, в сервисе и других, областях производственной и непроизводственной деятельности человека.

В предмете «Технология» выделяются 10 основных разделов:

1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения;

2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии, использование ЭВМ в управлении технологическими процессами);

3. Информационные технологии;

4. Графика (технический рисунок, черчение, оформительско дизайнерские работы);

5. Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

6. Строительные, ремонтно-отделочные работы;

7. Художественная обработка материалов, техническое творчество, основы конструирования;

8. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение;

9. Производство и окружающая среда;

10. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Необходимо отметить, что в течение всего периода обучения «Технологии» каждый школьник выполняет 10 проектов (по одному в год, начиная со 2 класса). Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям учащихся. При этом школьники участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции или услугах; оценке имеющихся технических возможностях и экономической целесообразности изготовлении изделий или выполнении услуг; в выдвижении идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции, ее осуществлении, оценки и возможности реализации существующей практики в российских общеобразовательных школах можно говорить о становлении культуросообразного подхода в технологическом образовании. Оно не ставит своей обязательной задачей усвоение учащимися жестко заданного набора технологий, а способствует формированию и развитию у школьников общих способов организации проектной деятельности, основанной на знании свойств материалов, приемов и технологий их обработки, средств труда, механизмов, знакомит со способами определения потребностей людей и возможностями их удовлетворения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...

Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков
Анализ феномена лидерства необходимо проводить только в реально действующей группе, поскольку лидерство как феномен проявляется только в малой группе. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономн ...

Изучение новой внутренней позиции
Эксперимент проводится индивидуально в форме беседы «Об отношении к школе и учению». Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задают первый вопрос: 1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, при ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru