Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Страница 1

Появление принципиально новых технологий, возникновение ранее несуществующих профессий, необходимость несколько раз в жизни менять специальность – все это ставит перед системой образования молодежи совершенно новые задачи.

В большинстве стран мира проходят реформы в образовании. Все чаще в промышленных кругах США, Англии, Франции и других стран высказываются справедливые мысли о том, что потенциальные возможности трудового и технологического обучения и воспитания детей и учащейся молодежи в образовательных учреждениях используются не в полной мере.

Исторически на введение в процесс обязательного обучения учащихся образовательной области «технология», обладающей характером практического действия, оказали влияние, главным образом, общественно-экономические последствия усиливающегося технического прогресса. Среди них на первое место выдвигается растущее значение труда, в частности производственного труда, и вытекающая отсюда потребность приспособления обучения школьников к требованиям жизни. Данному явлению сопутствовало все более четкое осознание значения труда для формирования личности человека. Как теоретические суждения, так и школьная практика в данной области трудовой подготовки издавна составляли существенный элемент модернизации обучения и воспитания.

С начала XVI в. вопросы использования практической деятельности в процессе образования и обучения молодежи находили отражение в педагогических взглядах многих выдающихся мыслителей (Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Рабле, Д. Лок, Ж.-Ж. Руссо), а также в попытках практического применения их в конце ХVIII-го и начале XIX-го в. (И. Г. Песталоцци, Р. Оуэн).

Введение ручного труда как обязательного предмета в процесс основного общего обучения имело место в конце ХIХ-го и в начале XX-го в. в виде слойда в скандинавских странах, а также существенного составного элемента содержания обучения и воспитания в школах труда разного вида.

Занятия, обладающие ремесленным характером, под названием слойд (от шведского slog – ловкость пальцев), были введены раньше всего в скандинавских странах. В основе этого лежали, выражаясь самым общим образом, экономическо-утилитарные причины, а также понимание воспитательной ценности в производительной работе молодежи. В скандинавских странах издавна был сильно развит домашний кустарный промысел. Развитие машинного производства во второй половине XIX в., а вслед за тем возможность относительно легко достать готовые изделия, необходимые в домашнем хозяйстве, привели к сокращению домашнего кустарного производства и в связи с этим к снижению мануальных умений у молодых людей. Это, в свою очередь, неблагоприятным образом отразилось на работе молодых рабочих на фабриках. На данной основе возникла и быстро развивалась идея воскресить народное кустарное производство при помощи школы и таким образом развить мануальные умения у молодого поколения.

Начало слойда, в так называемых элементарных школах, связано с деятельностью главного инспектора этих школ в Финляндии, пастора У. Цигнеуса. Благодаря его стараниям этот предмет в 1866 г. был официально введен в финскую школу. Основное внимание уделялось выработке у учащихся ловкости рук и особенно таких личностных свойств, как точность и качество выполнения работы. Слойд, как обязательный предмет обучения в элементарной школе, являлся попыткой связать ручной труд с умственным на уроках физики, геометрии и естественных наук, а также с эстетическим воспитанием на уроке рисования. Сочетание элементов математических представлений и понятий с проведением различных практических действий при помощи простых инструментов было в то время гигантским шагом вперед и началом того, что мы сегодня называем принципом соединения теории с практикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

История Гимназии №111
Гимназия № 111 - образовательное учреждение со сложившимися традициями, определяющими особенность образовательной и воспитательной деятельности педагогического коллектива. А именно: Первая особенность.111 школа работала весь период Великой Отечественной войны. Вторая особенность. Педагогический кол ...

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru