Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Страница 2

Идея самостоятельного предмета обучения, ставящего своей целью формирование у детей и молодого поколения мануальных умений, очень скоро распространилась и на остальные скандинавские страны.

В популяризации идеи ручного труда молодежи в Швеции ведущую роль сыграл А. Абрахамсон, а реализатором этой мысли был О. Саломон, который, являясь администратором большого имения в Несс, организовал курсы столярного дела и искусства резьбы для мальчиков после окончания начальной школы. О. Саломон довольно быстро пришел к выводу, что обучение ручной работе по дереву, кроме чисто утилитарной ценности, играет также большую роль в формировании умственных способностей и характера молодых людей. Все это оказало большое влияние на введение в 1870 г. в общеобразовательных школах Швеции обучения ловкости (слойд по дереву) как обязательного предмета для мальчиков. Главным автором частных решений по реализации этого предмета в школе был О. Саломон. Основные положения системы обучения слойду заключались в следующем:

– работа учеников состоит в изготовлении определенных предметов по данному учителем образцу (модели) и овладение способами обработки и соединения элементов из древесины;

– целью обучения слойду является не только изготовление определенных предметов, но и формирование полезных в жизни различных личностных качеств;

– воспитательной целью слойда является развитие уверенности в собственных силах, формирование уважения к физическому труду, точности, добросовестности и упорства в труде, а также чувства формы и эстетического вкуса.

Для реализации этих положений автор выделил в процессе обработки и соединения элементов из дерева 88 технологических операций и расположил их по принципу возрастающей трудности. Для того чтобы учащиеся могли упражняться в формировании этих умений, он выбрал 50 предметов, применяемых в домашнем хозяйстве. Все операции при их изготовлении должны выполняться в определенном порядке. Воспроизведение образцов этих предметов составляло основу приобретения умений по слойду. Во время изготовления изделий ученики постепенно узнавали не только способы обработки дерева, но и его свойства и структуру, а также принципы использования нужных инструментов. Как уже отмечалось, шведская система обучения слойду характеризовалась высокой степенью систематичности и методической разработанностью трудового обучения молодежи. Однако отрицательной стороной этой системы было однообразие изготовляемых предметов, которые редко менялись, или менялись только в незначительной степени. Воспроизведение заранее данных образцов мешало самостоятельности, развитию технического творчества, проявлению инициативы.

Подобный путь идеи слойда, спустя 10 лет, прошли в школьной практике в Дании. Популяризатором мануальных занятий в Дании был А. Миккелсен, владелец столярно-мебельной фабрики. Его интерес к данной проблематике, а также его общественно-педагогическая деятельность привели к тому, что слойд был признан обязательным предметом в общеобразовательной школе. Он также разработал систему, отличающуюся методом обучения. Основные различия между шведской и датской системой трудового обучения заключаются в следующем:

– основой шведской системы было изготовление определенных предметов, поэтому она получила название предметной системы, тогда как в датской системе исходной точкой явились совместно проводимые упражнения в овладении отдельными, также постепенно усложняющимися, технологическими операциями, не связанными непосредственным образом с практическим применением их. Лишь после овладения определенной серией упражнений, ученики изготовляли данный предмет, применяя и закрепляя приобретенные раньше знания и умения. Ввиду этого датская система получила название оперативной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Учет психологических и возрастных особенностей в реализации индивидуального подхода
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможно ...

Учитель XXI века. Каким он должен быть
Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших эпох. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен. Педагог, наставник, мугаллим, преподаватель… В каждой цивилизации, в каждом го ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru