Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Страница 2

Идея самостоятельного предмета обучения, ставящего своей целью формирование у детей и молодого поколения мануальных умений, очень скоро распространилась и на остальные скандинавские страны.

В популяризации идеи ручного труда молодежи в Швеции ведущую роль сыграл А. Абрахамсон, а реализатором этой мысли был О. Саломон, который, являясь администратором большого имения в Несс, организовал курсы столярного дела и искусства резьбы для мальчиков после окончания начальной школы. О. Саломон довольно быстро пришел к выводу, что обучение ручной работе по дереву, кроме чисто утилитарной ценности, играет также большую роль в формировании умственных способностей и характера молодых людей. Все это оказало большое влияние на введение в 1870 г. в общеобразовательных школах Швеции обучения ловкости (слойд по дереву) как обязательного предмета для мальчиков. Главным автором частных решений по реализации этого предмета в школе был О. Саломон. Основные положения системы обучения слойду заключались в следующем:

– работа учеников состоит в изготовлении определенных предметов по данному учителем образцу (модели) и овладение способами обработки и соединения элементов из древесины;

– целью обучения слойду является не только изготовление определенных предметов, но и формирование полезных в жизни различных личностных качеств;

– воспитательной целью слойда является развитие уверенности в собственных силах, формирование уважения к физическому труду, точности, добросовестности и упорства в труде, а также чувства формы и эстетического вкуса.

Для реализации этих положений автор выделил в процессе обработки и соединения элементов из дерева 88 технологических операций и расположил их по принципу возрастающей трудности. Для того чтобы учащиеся могли упражняться в формировании этих умений, он выбрал 50 предметов, применяемых в домашнем хозяйстве. Все операции при их изготовлении должны выполняться в определенном порядке. Воспроизведение образцов этих предметов составляло основу приобретения умений по слойду. Во время изготовления изделий ученики постепенно узнавали не только способы обработки дерева, но и его свойства и структуру, а также принципы использования нужных инструментов. Как уже отмечалось, шведская система обучения слойду характеризовалась высокой степенью систематичности и методической разработанностью трудового обучения молодежи. Однако отрицательной стороной этой системы было однообразие изготовляемых предметов, которые редко менялись, или менялись только в незначительной степени. Воспроизведение заранее данных образцов мешало самостоятельности, развитию технического творчества, проявлению инициативы.

Подобный путь идеи слойда, спустя 10 лет, прошли в школьной практике в Дании. Популяризатором мануальных занятий в Дании был А. Миккелсен, владелец столярно-мебельной фабрики. Его интерес к данной проблематике, а также его общественно-педагогическая деятельность привели к тому, что слойд был признан обязательным предметом в общеобразовательной школе. Он также разработал систему, отличающуюся методом обучения. Основные различия между шведской и датской системой трудового обучения заключаются в следующем:

– основой шведской системы было изготовление определенных предметов, поэтому она получила название предметной системы, тогда как в датской системе исходной точкой явились совместно проводимые упражнения в овладении отдельными, также постепенно усложняющимися, технологическими операциями, не связанными непосредственным образом с практическим применением их. Лишь после овладения определенной серией упражнений, ученики изготовляли данный предмет, применяя и закрепляя приобретенные раньше знания и умения. Ввиду этого датская система получила название оперативной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства
Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во – первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отраж ...

Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...

Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru