Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Страница 2

Идея самостоятельного предмета обучения, ставящего своей целью формирование у детей и молодого поколения мануальных умений, очень скоро распространилась и на остальные скандинавские страны.

В популяризации идеи ручного труда молодежи в Швеции ведущую роль сыграл А. Абрахамсон, а реализатором этой мысли был О. Саломон, который, являясь администратором большого имения в Несс, организовал курсы столярного дела и искусства резьбы для мальчиков после окончания начальной школы. О. Саломон довольно быстро пришел к выводу, что обучение ручной работе по дереву, кроме чисто утилитарной ценности, играет также большую роль в формировании умственных способностей и характера молодых людей. Все это оказало большое влияние на введение в 1870 г. в общеобразовательных школах Швеции обучения ловкости (слойд по дереву) как обязательного предмета для мальчиков. Главным автором частных решений по реализации этого предмета в школе был О. Саломон. Основные положения системы обучения слойду заключались в следующем:

– работа учеников состоит в изготовлении определенных предметов по данному учителем образцу (модели) и овладение способами обработки и соединения элементов из древесины;

– целью обучения слойду является не только изготовление определенных предметов, но и формирование полезных в жизни различных личностных качеств;

– воспитательной целью слойда является развитие уверенности в собственных силах, формирование уважения к физическому труду, точности, добросовестности и упорства в труде, а также чувства формы и эстетического вкуса.

Для реализации этих положений автор выделил в процессе обработки и соединения элементов из дерева 88 технологических операций и расположил их по принципу возрастающей трудности. Для того чтобы учащиеся могли упражняться в формировании этих умений, он выбрал 50 предметов, применяемых в домашнем хозяйстве. Все операции при их изготовлении должны выполняться в определенном порядке. Воспроизведение образцов этих предметов составляло основу приобретения умений по слойду. Во время изготовления изделий ученики постепенно узнавали не только способы обработки дерева, но и его свойства и структуру, а также принципы использования нужных инструментов. Как уже отмечалось, шведская система обучения слойду характеризовалась высокой степенью систематичности и методической разработанностью трудового обучения молодежи. Однако отрицательной стороной этой системы было однообразие изготовляемых предметов, которые редко менялись, или менялись только в незначительной степени. Воспроизведение заранее данных образцов мешало самостоятельности, развитию технического творчества, проявлению инициативы.

Подобный путь идеи слойда, спустя 10 лет, прошли в школьной практике в Дании. Популяризатором мануальных занятий в Дании был А. Миккелсен, владелец столярно-мебельной фабрики. Его интерес к данной проблематике, а также его общественно-педагогическая деятельность привели к тому, что слойд был признан обязательным предметом в общеобразовательной школе. Он также разработал систему, отличающуюся методом обучения. Основные различия между шведской и датской системой трудового обучения заключаются в следующем:

– основой шведской системы было изготовление определенных предметов, поэтому она получила название предметной системы, тогда как в датской системе исходной точкой явились совместно проводимые упражнения в овладении отдельными, также постепенно усложняющимися, технологическими операциями, не связанными непосредственным образом с практическим применением их. Лишь после овладения определенной серией упражнений, ученики изготовляли данный предмет, применяя и закрепляя приобретенные раньше знания и умения. Ввиду этого датская система получила название оперативной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с норм ...

Соотношение обучения и развития личности
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, перео ...

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru