Таким образом в США начиная с 1964 г. разрабатывается программа по изучению основ технических знаний в общеобразовательной школе. Эту работу возглавил Комитет по техническому образованию, в который входили преподаватели по естественным наукам средних школ и инженеры. Финансирование осуществлял Национальный научный фонд. Необходимость модернизации содержания общего образования обосновывалась следующим образом. Усовершенствование естественнонаучного образования после запуска советского «Спутника» оказалось недостаточным. Интерес учащихся к изучению естественных наук в школе и технических наук в колледжах непрерывно уменьшался. По мнению экспертов, «сохранение такого положения может привести к непониманию техники со стороны общества и недоверию к ней».
При разработке содержания нового школьного учебного предмета подчеркивалась принципиальная разница между естественнонаучной и технической подготовкой. Она определяется тем, что «между идеальными законами природы и устройствами, системами, процессами и сооружениями, наполняющими современный мир, имеется значительный разрыв», поэтому «необходимы специальные конкретные творческие действия, направленные на согласование физических возможностей с потребностями человека ., часто приходится предпринимать технические исследования для открытия новых принципов и получения новых знаний».
Разработанная программа была рассчитана как на учащихся, собирающихся продолжать образование в технических учебных заведениях, так и для тех, кто выбрал для себя гуманитарные сферы деятельности. Именно у последних, как отмечается в материалах Комитета по техническому образованию, проявляется нежелание изучать математику и точные науки и наблюдаются антитехнические настроения. В качестве характерного примера, показывающего рост общественного значения техники, приводится число законопроектов, тесно связанных с техническими вопросами, которые ежегодно рассматриваются а Конгрессе США, – их более тысячи.
Содержание программы «Мир техники» определялось экспертным методом. В нее были отобраны понятия главным образом из области информационных систем: современные средства связи и управления, вычислительные машины, взаимодействие между человеком и машиной. Они конкретизировались при рассмотрении следующих вопросов: принятие решений, моделирование, динамика, обратная связь, устойчивость, логические схемы и структура вычислительных машин. Эти понятия были отобраны в силу того, что, по мнению экспертов, они «составляют основу современного «века техники», характеризуемого развитием средств связи, городских систем, автоматизацией, созданием биомедицинских технических средств и развитием системы здравоохранения» .
Содержание этой исследовательской программы для нас представляет особый интерес, поэтому она более подробно будет рассмотрена в методической части исследования. Добавим только, что выявленные «основы техники» оказались практически неизменными за прошедшие 25 лет. Программа «Мир техники» без заметных изменений вошла в качестве приложения к известному докладу Комиссии национального научного совета по обучению математике, естественным наукам и технике. Этот доклад имел следующее выразительное название: «Образование американцев в 21 веке: план комплексных мероприятий по перестройке и совершенствованию содержания математического, естественнонаучного и технического образования в начальных и средних школах США для повышения успеваемости по этим предметам к 1995 г. и последующего совершенствования подготовки специалистов в экономике, военном деле и для политических целей».
В докладе рассматриваются концепции образования в области биологии, химии, физики, компьютерной грамотности и технологии. Три последние концепции имеют общие черты. В результате изучения обязательного предмета «технология» на разных этапах общего среднего образования (elementary, middle and secondary school) ученики должны быть готовы рассматривать технические концепции в следующих системах:
Новое в образовании:
Паспорт проекта “Музей и школа” в 4 классе
Паспорт проекта “Музей и школа” Название проекта: «Музей и школа». Руководитель проекта: Бурмакин Глеб Сергеевич, студент 4 курса ИППС СФУ. Работа, в рамках которой проводится проект: Внеклассная работа. Смежные предметы: история, информатика. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 лет. ...
Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента
Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию. Целью экспериментальной части исследования яви ...
Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении
В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема. Несмотря на достижения в этой области еще не создана целостная система проектирования и комплексного применения средств обучени ...