Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран

Страница 11

В Германии школьная система образования является в основном дуалистической. Отдельные земли обладают самостоятельностью в решении вопросов содержания программ, форм и методов обучения школьников. После окончания начальной школы (4 или 5 лет обучения) учащиеся распределяются по трем типам школ: главная, реальная, гимназия. Выпускники главных и реальных школ приобретают профессиональные квалификации. Подготовка выпускников гимназий предусматривает их поступление в высшие учебные заведения.

Трудовая подготовка учащихся в Германии по специальным программам началась в начале XIX в. Основным видом деятельности учащихся был ручной труд, продолжавший ремесленнические традиции.

С начала 50-х гг. дидакты трудового обучения потребовали переориентации обучения с учетом современного состояния техники и производства. «Немецкий комитет по воспитанию и образованию» принял в 1964 г. постановление о введении предмета «Арбайтслере». При этом трудовое обучение рассматривалось не как ремесло, а как изучение техники. Трудовое обучение преобразовалось в техническое. Такая практика преподавания предусматривала анализ и оценку альтернативных решений, изучение во взаимосвязи конструкцию изготовления изделия и принцип действия. Особую роль приобрело формирование технического мышления.

Предмет «Трудовое обучение» повсеместно был введен в учебные планы главных школ в 1968 г. Он имеет различные названия в разных землях: «Введение в мир экономики и труда», «Техника/Экономика» и др.

В 70-е гг. дидактическая задача трудовой подготовки несколько изменилась. Необходимо было вычленить технические объекты окружающей среды и преобразовать их в элементарные трудовые задания для школьников. В процессе трудового обучения школьники не изготовляли «полезные изделия», а создавали действующие модели. Развивались и методы обучения. Широкое распространение получил технический эксперимент и анализ технических объектов. Учителя техники ставили перед собой следующие цели и задачи:

– ознакомление учащихся с миром труда и профессий;

– обеспечение их базовыми знаниями в области техники, экономики и домоводства;

– формирование представлений об основных производственных процессах, организации труда, проблемах занятости, возможных путях профессионального обучения.

Одной из важнейших задач трудовой подготовки учащейся молодежи в Германии на современном этапе является воспитание так называемых «ключевых квалификаций», к которым немецкие дидакты относят абстрактное и творческое мышление, умения планирования, анализа сложных связей, экономического анализа, навыки коммуникации и общения и др.

Школьное технологическое образование составляет часть общего образования. Модель современного технологического образования, по мнению немецких исследователей, должна включать такие области как:

– умение обращаться с техникой (осознанное овладение техникой при изготовлении и использовании товаров и услуг);

– освоение техники в исторической взаимосвязи (узнавать технику и проводить общественно-историческую взаимосвязь ее конструкции и условий действий;

– развивать творческое мышление и определенные способы поведения);

– осмысление взаимосвязи состояния техники и качества продукта (потребительский анализ, оценка качества продукции, развитие экономического мышления);

– взаимодействие труда и техники по отношению к их внешнему окружению (экологическая оценка результатов труда и использования техники;

– развитие экологического мышления и нравственно обоснованного способа поведения).

Из опыта осуществления трудовой подготовки школьников в Германии для нашего исследования было важно изучение дидактических основ организации производственного опыта учащихся, реализация дуальной системе в обучении.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Методологические основы психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физичес ...

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения
Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу. Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru