Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.
Процесс формирования личности продолжается практически всю жизнь с разной степенью интенсивности. Наиболее интенсивно человек формируется до 18 лет, момента наступления совершеннолетия, именно на этом этапе развития усваиваются необходимые знания и правила поведения в обществе. Конвенция ООН "О правах ребенка" определяет любого человека, не достигшего возраста 18 лет, как ребенка1. Действующее Российское законодательство определяет ребенка в возрасте до 14 лет как малолетнего, а с 14 до 18 лет как несовершеннолетнего.
Личность человека - это понятие, выражающее социальную сущность лица, комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимодействии с социальными и индивидуальными жизненными условиями. Можно выделить четыре основные стороны личности:
1) Физические свойства: пол; возраст; особенности физической конституции и др.
2) Социальные свойства: к ним относятся проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.
3) Психологические свойства: к ним относятся соответствующие свойства личности; возрастные особенности психики и др.
4) Нравственно-психологические свойства: к ним относятся: направленность личности (т.е. основная жизненная ориентация); мировоззрение (система взглядов на жизнь); интересы; устойчивая система мотивов поведения; моральные ценности принципы и нормы, которыми личность практически руководствуется в своей деятельности; правосознание данной личности; нравственные навыки и привычки личности; характер и уровень потребностей. Период несовершеннолетия является особым в формировании личности человека. Определённый уровень сознания и социального развития, достигнутый несовершеннолетними в этом возрасте, позволяет предъявлять к ним требования, сообразовывать своё поведение с правилами, установленными в обществе. Именно в этом возрасте наступает как административная, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений. В то же время формирование несовершеннолетнего как личности ещё не является законченным и продолжается.
Можно сказать, что "несовершеннолетний - это временной срез личности человека, находящегося в стадии формирования, с частично уже сформировавшимися в предыдущий возрастной период свойствами".
Оценка личностью своей социальной полноценности осуществляется благодаря ценностям, которые выступают как "один из присущих личности шаблонов для оценки, для осознанного или неосознанного "измерения" допустимых в конкретных обстоятельствах образцов социального поведения". В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими "заметить в потоке информации то, что наиболее важно / в позитивном или негативном смысле/ для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения"
Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Эта деятельность оценивания осуществляется личностью не с точки зрения полезности или нужности, а с точки зрения представлений о хорошем и плохом, с точки зрения должного. Ценности являются критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей как бы фильтруется вся воспринимаемая и перерабатываемая личностью информация. "Призма ценностей" усиливает одну информацию и, наоборот, ослабляет или игнорирует другую. Все явления и события, происходящие в мире, представляются ей в различном свете, согласно той позиции, с которой она смотрит на них. Поэтому ценности определяют как "локаторы нравственного сознания личности", главной функцией которых является создание упорядоченной, стабильной, имеющей для человека значение картины мира.
Новое в образовании:
Паспорт проекта “Музей и школа” в 4 классе
Паспорт проекта “Музей и школа” Название проекта: «Музей и школа». Руководитель проекта: Бурмакин Глеб Сергеевич, студент 4 курса ИППС СФУ. Работа, в рамках которой проводится проект: Внеклассная работа. Смежные предметы: история, информатика. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 10 лет. ...
Требования к построению учебного процесса в аспекте обучению говорению
В современной методике на смену фронтальной работе на уроке все более активно приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, учащиеся сосредотачивают свое внимание не на языковой форме высказывании, а на содержании . важна при этом цель совмес ...
Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...