Суть данной методики состоит в следующем: каждый участник эксперимента ведет дневник, где делает записи относительно того, какие знания организаторской работы приобрел, какими навыками и умениями овладел.
На первом занятии каждый член детского объединения заполняет первую страницу, где записывает два предложения, которые начинаются со слов «Я знаю об организаторской работе .» и «Я сам могу организовать и провести .». Эта информация важна для эксперимента, поскольку она дает
Для определения среднего показателя сформированности как теоретических знаний, так и практического опыта испытуемых нами была применена количественная обработка полученных данных.
Кроме того, в процессе эксперимента мы отслеживали накопление организаторского опыта каждым членом детского объединения с помощью зачетной книжки, где отмечалась вся осуществляемая подростком практическая социально-творческая деятельность. При этом фиксировались не только количественные показатели (число участия в различных мероприятиях в течение года), но и качественный показатель в виде определения роли подростка в данных мероприятиях (участник, организатор, ведущий).
На основе анализа данных зачетных книжек в конце года обучения каждому подростку присваивалась квалификация «ученик», «подмастерье», «мастер», «наставник».
В процессе эксперимента мы использовали разработанную нами Карту успеха лидера, состоящую из следующих координат: 1) «Что я знаю как лидер?», 2) «Что я могу сам организовать и провести?», 3) «Чему я могу научить моих товарищей?», 4) «Что я придумал сам?». Карта успеха лидера, заполняющаяся индивидуально, позволяла фиксировать изменения, происходящие в лидерском багаже подростка на протяжении всей экспериментальной работы. Данный этап эксперимента завершился осуществлением первичного измерения уровня развития лидерских качеств испытуемых экспериментально и контрольной групп. При условии, если признаки, свойственные лидеру детского общественного объединения, проявлялись постоянно, устойчиво, ярко выражено, имели высокую степень развития, - ставилось 5 баллов; если признаки проявлялись часто, но недостаточно выражено, имели среднюю степень развития, - ставилось 4 балла; если признаки проявлялись редко, нечетко выражено, степень развития являлась слабой, - ставилось 3 балла.
Таблица 3 Соотношение лидерских качеств по экспериментальной и контрольной группам
|
№ |
Качество лидера |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
1 |
Компетентность |
3,69 |
3,75 |
|
2 |
Активность |
3,72 |
3,84 |
|
3 |
Инициативность |
4,01 |
3,95 |
|
4 |
Общительность |
4,08 |
4,03 |
|
5 |
Сообразительность |
3,93 |
4,15 |
|
6 |
Настойчивость |
3,69 |
3,77 |
|
7 |
Самообладание |
4,11 |
4,18 |
|
8 |
Работоспособность |
4,03 |
3,95 |
|
9 |
Наблюдательность |
3,93 |
3,97 |
|
10 |
Самостоятельность |
3,94 |
4,00 |
|
11 |
Организованность |
3,69 |
3,92 |
Новое в образовании:
Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного
возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и л ...
Детские сады
Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в д ...
Моделирование дидактической системы формирования логической культуры
мышления у младших школьников
В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связ ...