Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Страница 3

Если организаторские умения в идеальном представлении подростков о лидере были поставлены на пятое место, то среди реально проявляемых качеств - лишь на десятое. Заметим, что, отвечая на вопрос № 5 анкеты, 72 % опрошенных подростков указали на необходимость получения специальных лидерских знаний, что говорит об осознании подростками недостатка знаний организаторской техники, отсутствия определенных умений, необходимых в конкретных практических делах.

В целом отметим, что подростки указали на недостаточную сформированность у них следующих качеств: настойчивость, уверенность в себе, решительность, сообразительность, общительность, активность, эрудированность, организаторские умения, авторитет в глазах группы.

Известно, что качества проявляются с наибольшей силой, активностью в том случае, если у подростка есть положительная мотивация и база знаний, необходимые для реального проявления лидерских качеств в выполнении лидерской роли в различных видах деятельности.

В подростковой выборке было задано еще три вопроса, которые, на наш взгляд, могли показать тенденцию отношения к лидерству в подростковой среде:

Какая роль в детском общественном объединении тебя привлекает (роль исполнителя, роль организатора, роль исполнителя и организатора)?

Какие роли чаще всего ты выполняешь в ДОО и в школьном коллективе?

Считаешь ли ты себя лидером?

Эти данные были необходимы для организации формирующего эксперимента. Проводился он в течение двух месяцев.

Результаты анкетирования подростков (рис.1), представляющих различные детские общественные объединения, показали, что большое количество членов организаций в деятельности своего коллектива привлекает роль организатора - 27,5 %; 41,8 % - роль организатора и исполнителя одновременно; 22% - роль исполнителя; 8,5 % - не привлекает никакая роль.

Рис. 1 Распределение по ответу на вопрос «Какая роль в деятельности ДОО тебя привлекает?»

Иначе говоря, можно предположить, что 69,3% опрошенных подростков, проявляя чувство ответственности за общее дело, желают взять на себя роль лидера.

Рис. 2 Распределение по ответу на вопрос «Считаешь ли ты себя лидером?»

Из рис.2 видно, что 39,5 % считают себя лидерами, выступают организаторами жизнедеятельности коллектива.

Рис. 3 Распределение по ответу на вопрос «Какую роль ты чаще всего выполняешь в ДОО?»

Можно предположить, что для 40,5 % членов ДОО, ответивших, что проявление себя в качестве лидера определяется ситуацией, не всегда в полной мере создаются условия для реализации их лидерских устремлений. Допускаем, программа деятельности того или иного детского объединения, выбор форм работы не позволяет каждому подростку реализовать свои лидерские качества.

Рис. 4 Распределение по ответу на вопрос «Какую роль ты чаще всего выполняешь в школьном коллективе?»

Данные диаграмм 3 и 4 свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных подростков (17,4%) роль организаторов выполняет именно в детском общественном объединении. Не смогли определить свою роль в школьном коллективе 32,6% опрошенных подростков.

Итак, на основе анализа подведем итог: 78% подростков считают, что в детском общественном объединении может быть несколько лидеров, при этом 31% детей отметили, что в их организациях быть лидером предоставляется возможность каждому, 43% имеют такую возможность эпизодически. Роль организатора привлекает 69,3% подростков. Результаты опроса показывают стремления подростков быть организаторами, но реально роль организатора в ДОО выполняют 59,8% опрошенных, а в школьном коллективе - 35,9% подростков. При организации экспериментальной работы учитывался ряд факторов, оказывающих влияние на результаты исследования: личность экспериментатора; степень совместимости с испытуемыми (умение исследователя работать с испытуемыми, создавать доверительную атмосферу); феномен фасилитации (присутствие наблюдателей, посторонних).

Поскольку для фиксации развития лидерских качеств подростков необходимо иметь начальную точку мониторинга, то с этой целью был проведено первичное измерение уровня развития лидерских качеств подростков, уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1), определен организаторский опыт участников эксперимента и положительный социальный статус каждого испытуемого

Для определения начального организаторского опыта нами на основе рекомендаций Т.Е. Вежевич была использована методика «Азбука организатора».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Обучение и познание
В процессе обучения происходит развитие ребёнка. Исходя из этого, делается вывод, что основной задачей обучения является не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие у него определенных способностей, то есть нужно научить ребёнка наблюдать, мыслить, анализировать увиденное. Кроме того, определённы ...

Анализ видов загрязнения биосферы и атмосферы
В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду всё больше попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Разные химические вещества находятся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по ...

О целесообразности введения теории вероятностей в школе
Существует много аргументов, показывающих важность изучения школьниками элементов теории вероятностей. На данный момент этот вопрос является одним из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования, что обусловлено ролью, которую играет вероятностно-статические знания в общео ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru