Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Страница 5

Особое место ДОО в воспитательном пространстве определяется реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная целостность социально-психологических факторов, обуславливающих потребности личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества, саморазвития. Стержнем воспитательного пространства является уважение к личности и ее правам, развитие у нее стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации.

ДОО является тем социальным институтом, которое способно предоставить подростку возможность самореализации и приобретения опыта участия в различных видах социально значимой деятельности. По мнению исследователей детского движения, принципиально важным для реализации воспитательного потенциала детского объединения является создание им реальных возможностей для осознания личностью целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, актуализации и развития личных интересов, потребностей, возможностей; обеспечение личностно-значимой многоролевой деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения, благоприятного положения каждого в системе отношений ДОО.

Детское общественное объединение предоставляет возможность подросткам широкого и разностороннего включения в систему общественных отношений, организует жизнедеятельность, удовлетворяющую потребность подростка в развитии. По мнению М.Е. Кульпединовой, Д.Н. Лебедева, открытость и добровольность членства, эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (большие по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможность выбора конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обуславливают особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения в развитии лидерских качеств подростков.

Итак, возможности подростков в развитии лидерских качеств в детском общественном объединении расширяются за счет:

• динамизма и включения подростков в разнообразные виды деятельности, где подросток приобретает опыт лидерского поведения;

• разнообразия реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций);

• расширения круга общения, наличия межвозрастного общения.

Подчеркнем, что детское общественное объединение создает условия для удовлетворения потребностей, интересов подростков, для конструктивного, творческого взаимодействия. При этом за ребенком остается право свободного перехода из одного детского общественного объединения в другое. Сила детских объединений в том, что в них воспитывается личность, способная принимать решения, формируется опыт самореализации через социальное взаимодействие. Таким образом, детское общественное объединение, основанное, как правило, на общности интересов детей (а также взрослых), добровольном включении в совместную деятельность для решения конкретных задач, создает условия: для удовлетворения потребности подростка в равноправном положении со взрослыми; актуализации возможностей, не востребованных в других сообществах, членом которых он являлся или является; устранения дефицита содержательного общения (разновозрастного в том числе); развития социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, лидерских качеств.

Предоставляемая возможность в детском общественном объединении каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие в ДОО субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком в объединении социальных ролей (позиций), являются предпосылками для развития лидерских качеств подростков. Следовательно, детское общественное объединение можно рассматривать в качестве воспитательного пространства наиболее позитивного, благополучного, эффективного развития лидерских качеств подростков - его участников.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Новое в образовании:

Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...

Понятие и история декоративно-прикладного искусства
Еще на заре своей истории в процессе борьбы за существование человек изготовлял необходимые для жизни предметы. Живя в очень суровых условиях, он все же стремился украсить свое жилье и предметы своего быта. Таково уж свойство человека: он не может довольствоваться только целесообразностью предмета, ...

Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru