Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Страница 4

Э.Ш. Натанзон рассматривает ситуацию успеха как один из приемов организации обучения, особенно в отношении учеников, которые не в состоянии самостоятельно справиться с заданиями, нуждаются в повседневной систематической помощи. Этот прием, по мнению автора, основывается на одной из закономерностей развития чувств, он проявляется в том, что успех воодушевляет и окрыляет человека, усиливает интерес к деятельности.

Н.Е. Щуркова дает такое определение ситуации успеха: «Это проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности». Ситуация успеха, по мнению педагога, всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с результатом вчерашних усилий, с позиции завтрашних перспектив личности. Назначение ситуации успеха состоит в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном развитии ее способностей. Ребенок, проживая ситуацию успеха, обретает достоинство, обнаруживает, что он стоит на определенном уровне, одновременно с этим успешность порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Проанализировав основные точки зрения на использование ситуации успеха, можно сделать вывод: большинством педагогов-ученых ситуация успеха рассматривается как средство оптимизации процесса обучения, при этом не затрагивается возможность применения этого приема в процессе воспитания. Педагоги рассматривают ситуацию успеха в контексте школьной (обучающей) работы и, к сожалению, не описывают возможность использования этого приема в контексте внеучебной деятельности.

В нашем исследовании, ситуация успеха в развитии лидерских качеств подростков определяется как целенаправленное сочетание психолого-педагогических приемов, которые способствуют осознанному включению каждого подростка в специально организованную деятельность, направленную на приобретение опыта лидерского поведения в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой подростков на выполнение поставленных задач и адекватное восприятие результатов своей деятельности.

Создание ситуации успеха для подростка будет результативным в том случае, когда подросток - субъект деятельности включается в сконструированную педагогом деятельность и в ней реализуется, проявляет свои лидерские качества.

Теоретический анализ работ А.С. Белкина, Э.Ш. Натанзона, Н.Е. Щурковой позволил выделить структурные компоненты ситуации успеха: 1-ая составляющая, создаваемая педагогом:

- организация видов деятельности, способствующих максимальной реализации лидерских качеств у возможно большего числа подростков (в данном случае такой деятельностью является работа над реализацией социально образовательного проекта);

-оптимизация стиля взаимоотношений между членами детского общественного объединения;

- создание обстановки сотрудничества.

2-ая составляющая:

-самостоятельные действия подростков, направленные на решение тех или иных задач.

Создание ситуации успеха в ходе работы над проектом обеспечивает развитие и реализацию необходимых качеств тем подросткам, которые проявились в роли лидеров, и тем, кто желает таковыми стать. Ситуация успеха может стать своего рода «пусковым механизмом» дальнейшего движения личности.

Эффективность развития лидерских качеств во многом определяется тем, насколько исследованы ключевые моменты этого развития, насколько правильно педагог, диагностируя ситуацию, выбирает средства педагогического воздействия, учитывает сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях подростков.

Педагогу необходимо знать, насколько развиты лидерские качества у членов детского общественного объединения, насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации. Систематический педагогический мониторинг помогает выявить действительных и потенциальных лидеров, повысить активность членов детского общественного объединения. Изучение динамики развития лидерских качеств подростков в ДОО позволяет раскрыть особенности взаимодействия членов коллектива, изучить условия развития личной инициативы и самодеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Понятие о декоративности
Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание ...

Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников
В основу разработки проектной деятельности положены идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он в своей концепции содержания образования одним из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, наблюдая за интересами и потребностями ребёнка, учитывая его сегодняшн ...

Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определени ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru