Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР » Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методика предполагает проведение 11 серий, включающих 13 заданий. Общая ее цель – выявление уровня сформированности письменной речи детей школьного возраста. Методика предполагает балльную систему оценок по каждой серии заданий. Максимально успешный результат соответствует 528 баллам. Полученное абсолютное значение предполагается перевести в процентное выражение и соотнести его с одним из четырех уровней успешности:

IV – 100 – 80%;

III – 79,9 – 65%;

II – 64,9 – 50%,

I – 49,9 и ниже.

Серия 1.

Цель: исследование звукопроизношения.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Собака – маска – нос

Сено – косить – высь

Замок – коза

Зима – ваза

Цапля – овца – палец

Шуба – кошка – камыш

Жук – ножи

Щука – вещи – лещ

Чайка – очки – ночь

Рыба – корова – топор

Река – варенье – дверь

Лампа – молоко – пол

Лето – колесо – соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков; гласных звуков.

Оценка:

Звук искажается, заменяется или пропускается – 0 баллов.

Звук не автоматизирован – 1 балл.

Нормативное произнесение звука – 2 балла.

Максимально по серии – 52 балла.

Серия 2.

Цель: исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Инструкция: повторяй за мной слова.

Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.

Оценка:

Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление слогов и звуков) или невыполнение – 0 баллов.

Нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова) – 1 балл.

Четкое и правильное воспроизведение слова – 2 балла.

Максимально по серии – 20 баллов.

Серия 3.

Цель: исследование состояния ручной моторики.

Инструкция: покажи ушки зайчика, козу, колечко, очки.

Оценка:

Невыполнение задания – 0 баллов.

Выполнение с затруднением или с помощью взрослого – 1 балл.

Самостоятельное правильное выполнение – 2 балла.

Максимально по серии 32 балла.

Серия 4.

Цель: исследование фонематического восприятия.

Инструкция: повторяй за мной слоги.

а-и-у – у-а-и

би-ба-бо – бо-ба-би

ба-па – па-ба

са-ша – ша-са

ча-тя – тя-ча

ма – на

жа – ща

ла – ра

ма-на-ма – на-на-ма

жа-ша-ша – ша-жа-ша

ла-ра-ра – ра-ра-ла

ца-са-ца

Уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ – 0 баллов.

Воспроизведение с затруднениями, самокоррекция – 1 балл.

Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления – 2 балла.

Максимально за серию – 40 баллов.

Серия 5.

Цель: исследование навыков языкового синтеза.

Инструкция: отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «рак»?

Сколько слогов в слове «машина»?

Какой третий слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Оценка:

Неправильный ответ – 0 баллов.

Самокоррекция, стимулирующая помощь – 1 балл.

Правильный ответ – 2 балла.

Максимально по серии – 20 баллов.

Серия 6.

Цель: исследование восприятия на слух звуков речи и умения перешифровывать их в соответствующие графические очертания.

Инструкция: напиши буквы.

а) строчные: п, и, ш, т, ы, м, щ, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, в, ж, ъ, х;

б) прописные: Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ.

Оценка:

До 4 специфических ошибок – 0 баллов.

2-3 специфические ошибки – 15 баллов.

Не более 1 ошибки в написании – 45 баллов.

Максимально по серии 45 баллов.

Серия 7.

Цель: определить уровень письма, доступный обследуемому.

Задание 1.

Инструкция: запиши слова.

Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, куст, щука, бант, аист, уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо, природа, сильный, чтение.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Организация и проведение исследования
Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач: Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категори ...

Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе
Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего. Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%. П ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru