Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий

Педагогика сегодня » Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха » Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий

Страница 1

На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих (А.Г.Басова, Т.С.Зыкова, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, М.И.Никитина и др.).

Развитие познавательной сферы детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.

Разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной специальной (коррекционной) педагогики, основанной на связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением.

Большой вклад в ее разработку в сурдопедагогике и сурдопсихологии внесли Р.М.Боскис, А.П.Гозова, А.И.Дьячков, А.Г.Зикеев, С.А.Зыков, К.В.Комаров, К.Г.Коровин, Е.П.Кузьмичева, Л.П.Носкова, Л.А.Новоселов, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф и др.

Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению (Л.А.Головчиц, Т.С.Зыкова, М.И.Никитина, Л.П.Носкова, Г.Н.Пенин, Е.Г.Речицкая, И.А.Шаповал и др.); информационно-компьютерных технологий (ИКТ) (Т.И.Галишникова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, С.В.Сацевич и др.).

Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого учащегося.

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики (А.П.Ершов, И.В.Роберт, Е.И.Машбиц, В.В.Рубцов, Р.Вильямс и др.); на результатах исследований отечественных (Б.И.Айзенберг, О.П.Белоножко, В.И.Голод, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина) и зарубежных ученых (Ж.Саго, Moores D., Strong Levitt H., Papert S.) в области специальной педагогики и психологии.

Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с нарушением слуха, возможности развития познавательной сферы средствами информационно-компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на такие познавательные процессы, как зрительное восприятие, объем внимания, зрительная память, мышление; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной сферы у глухих детей младшего школьного возраста средствами информационно-компьютерных технологий.

Изучение литературных источников, современных обучающих компьютерных программ позволило проанализировать состояние проблемы применения информационно-компьютерных технологий в обучении в целом, определить и сформулировать исходные теоретические и методические положения о важности социальных и психолого-педагогических предпосылок внедрения компьютерных технологий в процесс начального образования и возможность их использования в обучении детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на следующих положениях исследований отечественных и зарубежных ученых в данной области: психологических (В.В.Рубцов, И.В. Работин, В.В. Тихомиров); дидактических (Р.А. Абдумова, С.А. Богданов, А.П. Ершов, Т.О. Егоров, А.А. Кузнецов, Т.А. Сергеева, И.В. Роберт) и методических (Н.В. Апатов, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина).

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...

Методика распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц
Она позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Результат данной методики показал (табл. 3): Таблица 3 6 класс время в/сек за ...

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru