Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий

Педагогика сегодня » Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха » Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий

Страница 1

На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих (А.Г.Басова, Т.С.Зыкова, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова, М.И.Никитина и др.).

Развитие познавательной сферы детей с нарушением слуха имеет свои специфические особенности и требует специальной организации коррекционно-развивающей работы в процессе обучения.

Разработка средств обучения детей с особыми образовательными потребностями всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной специальной (коррекционной) педагогики, основанной на связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением.

Большой вклад в ее разработку в сурдопедагогике и сурдопсихологии внесли Р.М.Боскис, А.П.Гозова, А.И.Дьячков, А.Г.Зикеев, С.А.Зыков, К.В.Комаров, К.Г.Коровин, Е.П.Кузьмичева, Л.П.Носкова, Л.А.Новоселов, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф и др.

Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией определяют необходимость модернизации содержания образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода к обучению (Л.А.Головчиц, Т.С.Зыкова, М.И.Никитина, Л.П.Носкова, Г.Н.Пенин, Е.Г.Речицкая, И.А.Шаповал и др.); информационно-компьютерных технологий (ИКТ) (Т.И.Галишникова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина, С.В.Сацевич и др.).

Современная российская сурдопедагогика видит свою задачу в создании благоприятной педагогической среды для развития познавательной сферы каждого ребенка с нарушением слуха, обеспечения индивидуальной, оптимально возможной траектории развития каждого учащегося.

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на основных положениях исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными в области общей педагогики (А.П.Ершов, И.В.Роберт, Е.И.Машбиц, В.В.Рубцов, Р.Вильямс и др.); на результатах исследований отечественных (Б.И.Айзенберг, О.П.Белоножко, В.И.Голод, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина) и зарубежных ученых (Ж.Саго, Moores D., Strong Levitt H., Papert S.) в области специальной педагогики и психологии.

Однако в исследованиях, имеющих непосредственное отношение к детям с нарушением слуха, возможности развития познавательной сферы средствами информационно-компьютерных технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние применения обучающих компьютерных программ на такие познавательные процессы, как зрительное восприятие, объем внимания, зрительная память, мышление; не определены психолого-педагогические условия, способствующие развитию познавательной сферы у глухих детей младшего школьного возраста средствами информационно-компьютерных технологий.

Изучение литературных источников, современных обучающих компьютерных программ позволило проанализировать состояние проблемы применения информационно-компьютерных технологий в обучении в целом, определить и сформулировать исходные теоретические и методические положения о важности социальных и психолого-педагогических предпосылок внедрения компьютерных технологий в процесс начального образования и возможность их использования в обучении детей с нарушением слуха младшего школьного возраста.

Использование информационно-компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании детей с различными образовательными потребностями базируется на следующих положениях исследований отечественных и зарубежных ученых в данной области: психологических (В.В.Рубцов, И.В. Работин, В.В. Тихомиров); дидактических (Р.А. Абдумова, С.А. Богданов, А.П. Ершов, Т.О. Егоров, А.А. Кузнецов, Т.А. Сергеева, И.В. Роберт) и методических (Н.В. Апатов, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина).

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Программы “Графический редактор для младших школьников”
Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями Выбор карандаша (F1-поис вперед, F2-по ...

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонен ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru